Помимо проблем в туристической отрасли, россияне все чаще за рубежом стали сталкиваться со схожими сбоями в расчетах при помощи банковских карт. Суть сбоя заключается в том, что при оплате покупки терминал сообщает об ошибке, при этом покупателю приходит смс о перечислении средств продавцу. То есть клиент банка получает информацию о том, что деньги списаны, хотя они могут быть как зачислены на счет продавца товара или услуги, так и нет. Это приводит к тому, что покупатель уверен в оплате товара, а продавец не намерен его отдавать. Вполне вероятно, что такая тенденция является лишь слухами, однако в условиях и без того панических настроений населения после отзывов лицензий банков, это может вызвать дополнительное волнение среди клиентов кредитных организаций.
Понятно, что такие непредвиденные ситуации могут привести к различным неудобствам при нахождении туриста за пределами страны. Выяснение картины происходящего будет осложнено удаленностью банка от территории, где совершается платеж, и различиями в законодательстве стран.
Зачастую продавцы, возлагая проблему полностью на плечи покупателя, предлагают повторно ввести пин-код для оплаты. Однако нет никакой гарантии, что это поможет в совершении операции. Здесь возможно повторное списание средств и опять же повторный отказ терминала в проведении платежа. Тогда, мало того, что турист не получает товар и услугу, но и средства зависают в двойном объеме. Впрочем, в ряде случаев повторный платеж все же проходит, и проблема заключается только в необходимости вернуть деньги по первой транзакции.
В банках клиентам предлагают различные объяснения причин отказа в работе платежных систем. Так, в учреждении сообщают о сбое, при котором запрос от иностранного банка поступает в российский, в результате чего сумма на счете блокируется. Однако обратный сигнал, а, соответственно, и средства зарубежный банк не получает. В другом случае причиной является полное проведение платежа с российской стороны, когда в банке говорят о том, что средства переведены в полном объеме, так как пин-код для совершения операции был введен дважды. В одном из банков клиенту посоветовали выполнить отмену операции на терминале. «Если не смогут, можно запросить у них письмо о том, что они не претендуют на сумму по операции, тогда мы постараемся снять блокировку сами. Если не смогут и это, то при отсутствии фактического списания можно дождаться, пока, по правилам Visa, средства автоматически разблокируются через 30 дней после совершения сделки; при наличии фактического списания можно попытаться оспорить операцию также через Visa», — посоветовали в банке.
В обоих случаях быстро доказать банку то, что платеж не был проведен, практически невозможно, как и вернуть деньги, находясь за пределами России.
Как правило, граждане обращаются в банки с просьбой разобраться, отменить операции и вернуть деньги, однако этот процесс далеко не всегда может быть быстрым. В большей части случаев компетенции специалистов колл-центров не хватает, чтобы реально помочь клиенту. Сотрудники банка предлагают прийти в офис и решить проблему, говоря о примерных сроках рассмотрения вопроса — 1 месяц. Причем, как правило, за этот срок клиентам действительно удается вернуть свои деньги, однако даже при благополучном разрешении ситуации отдых может быть безнадежно испорчен потерей времени и нервов. Между тем в случае, когда у банка в системе проходят две законные операции на одинаковую сумму, претензии могут быть не к кредитной организации, а к продавцу.
В лучшем положении оказываются клиенты, пользующиеся вип-сервисами, которые могут рассчитывать на индивидуальный подход. В этом случае они могут надеяться, что проблема будет решена в течение нескольких часов. Однако это не избавляет от трудностей с необходимостью немедленной оплаты. Например, неприятным станет ожидание при оплате счета в ресторане, если наличные остались в номере. Также неудобства принесет ожидание оплаты товаров и услуг, где наличные не принимают совсем.
Уже сейчас понятно, что жертвами обстоятельств становятся клиенты самых различных российских банков. При этом чаще всего такие сбои происходят в европейских странах. Нет никаких гарантий, что такая ситуация не произойдет, поэтому участники банковского рынка и люди, уже прошедшие через подобные случаи, советуют соблюдать ряд рекомендаций:
1. Имейте запас наличных, достаточный для того, чтобы в экстренной ситуации вернуться домой (хорошо также иметь его на карточке на случай утери наличных).
2. Имейте несколько карт разных банков. При проблемах в одном банке можно будет воспользоваться картой другой кредитной организации.
3. Не пытайтесь повторить неудавшуюся операцию. Если деньги со счета были списаны (что подтверждено смс), а терминал оплаты выдал ошибку, то существует вероятность того, что ситуация повторится, а сумма «зависших» денег удвоится. Если работник торговли будет настаивать на проведении повторной операции, стойте на своем или примените другую карту.
4. Если речь идет о существенной для вас сумме, а ситуация с ее потерей может оказаться критичной, то можно провести тестовый платеж на минимальную сумму, к примеру, 1 евро. И только если операция пройдет успешно, стоит оплатить полную сумму покупки.
5. Необходимо сохранять все чеки и другие платежные документы о том, что операция не была проведена. Вероятно, что через некоторое время сбой между банками будет устранен и средства из режима блокировки отправятся иностранному банку. Тогда необходимо предоставить подтверждение того, что сделка не состоялась, и товар или услуга не были получены. Таким подтверждением может служить справка от продавца, что он не имеет никаких требований к клиенту банка. Чем больше будет документов, подтверждающих отсутствие реальной сделки, тем лучше.