Привычный дефицит: рынок складской недвижимости Екатеринбурга снижает обороты
В Екатеринбурге сейчас наблюдается дефицит качественных складов (класса А и В). Можно выделить несколько причин этого явления. Первая — рекордно низкие объемы строительства складских помещений в столице Среднего Урала. В 2014 году эксперты прогнозируют сдачу в эксплуатацию 50-60 тыс. кв. м. Это на 20-30% меньше, чем в прошлом году. Вторая причина — неэффективное использование построенных складов. Некоторые владельцы сталкиваются с проблемой увеличения производительности, пропускной способности и эффективности использования складских площадей.
«Итоги этого года для этого сегмента недвижимости пока подводить рано. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас. В этом году объем сдачи в эксплуатацию складов предположительно составит 50-60 тыс. кв. м. Это рекордно низкие цифры. Особенно на фоне того, что в Екатеринбурге наблюдается стабильный спрос на качественные складские помещения. Дефицит привел к тому, что в первом полугодии 2014 размер арендных ставок в городе в среднем вырос на 7-10%», — сообщил директор Уральского филиала «Логопарк.РУ» Виталий Хиль.
По его словам, острый дефицит качественных складов в Екатеринбурге привел к тому, что некоторые предприниматели не могут подобрать необходимое помещение в столице Среднего Урала, поэтому вынуждены арендовать склады в Челябинске или Перми.
«По нашим прогнозам, в следующем году ситуация только ухудшится. Объемы ввода в эксплуатацию складских помещений могут снизиться до 40-50 тыс. кв. м. Это во многом обусловлено тем, что в Екатеринбурге почти не планируются к реализации крупные проекты», — заявил Виталий Хиль.
Добавим, что объемы строительства складов в городе в данный момент находятся на историческом минимуме. В прошлом году в столице Среднего Урала было возведено около 70 тыс. кв. м. Это на 20-30% больше, чем планируется сдать в 2014 году. А также на 30-40% больше, чем прогнозируется на 2015 год.
Одним из инструментов решения проблемы дефицита складов является улучшение условий работы для застройщиков.
«Проблемы девелоперов во многом обусловлены структурными сложностями экономики и негативной ситуацией на финансовых рынках. Сейчас застройщики не имеют возможности получить «длинные» деньги на нормальных условиях. Кроме того, после введения западных санкций в отношении российских банков кредитные учреждения заметно сократили объемы финансирования строительного сектора», — сообщил представитель «ТК-Менеджмент» Николай Сенцов.
По его мнению, эта проблема станет менее острой только после стабилизации экономической ситуации в России.
«Также девелоперы жалуются на неразвитую дорожно-транспортную инфраструктуру, бюрократические барьеры и сокращение платежеспособности арендополучателей», — заявил Николай Сенцов.
Президент НО «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис считает, что другим инструментом для увеличения числа складских помещений является превращение Екатеринбурга в крупный межрегиональный центр логистики.
«Сейчас город имеет 1,3 млн кв. м. складских помещений: из них 700 тыс. кв. м. — класса А и В. Тогда как, к примеру, Москва имеет более 8 млн кв. м. И это при том, что Екатеринбург с точки зрения развития транспортной логистики находится в более выгодном положении. Он расположен в самом центре России. К тому же в последнее время активно растет объем товарооборота РФ и азиатских стран. В связи со вступлением нашей страны в Таможенный союз у Екатеринбурга есть прекрасный шанс стать буферной зоной, где заграничные товары будут проходить первичную обработку. Для этого необходимо улучшить дорожную и железнодорожную инфраструктуру», — сообщил Сергей Шавзис.
Отметим, что Министерство транспорта и связи Свердловской области до сих пор работает над созданием транспортно-логистической стратегии. Точные сроки появления документа неизвестны — ведомство до сих пор консультируется с бизнесом и согласовывает план с федеральным законодательством. Без внятного руководства к действию, которым должен был стать этот документ, строительство дорог в Свердловской области ведется с ориентиром на сиюминутные потребности, которые к окончанию строительства объектов инфраструктуры могут стать уже неактуальными.
Еще одна возможность решить проблему дефицита складов в Екатеринбурге — увеличить производительность, пропускную способность и эффективность использования уже построенных помещений.
«Для этого следует модернизировать работу многих складов. Сделать их работу автоматизированной, установить специальное оборудование, оптимизировать количество и функционал персонала, максимально учитывать специфику хранимого товара», — сообщил генеральный директор компании «Складская недвижимость» Юрий Большаков.
К примеру, некоторые участники рынка советуют провести интеграцию баз данных в складской логистике.
«Не все игроки готовы этим заниматься. Однако данное решение является целесообразным. Оно позволяет повысить эффективность работы склада, а также сэкономить денежные средства», — заявила коммерческий директор компании «ПакЛайнУрал» Анна Шадрина.
Таким образом, по мнению экспертов, для решения проблемы острого дефицита складов необходимо не только увеличить объемы строительства, но и повысить эффективность эксплуатации уже построенных складских помещений: увеличить производительность и пропускную способность.