Не быть молодым: стоимость полиса ОСАГО для водителей-новичков не вызвала одобрения
Российский союз автостраховщиков (РСА) выступил с инициативой по изменению коэффициентов ОСАГО по стажу и возрасту. По задумке страховщиков, это позволит снизить стоимость полиса для опытных водителей и повысить его для новичков, то есть сделает его более справедливым. Между тем в страховом сообществе не все считают подобные изменения честными по отношению к водителям. Автолюбители так и вовсе полагают, что инициатива поставит крест на доступности автомобиля для молодых россиян.
Результаты исследования РСА показывают, что ныне действующий коэффициент «возраст/стаж» водителя нуждается в существенной корректировке.
«Накопленная за 11 лет статистика подтверждает, что аварийность в некоторых возрастных сегментах была существенно недооценена. Как следствие этого старшие и более опытные водители субсидируют более молодых и менее опытных, переплачивая за полис ОСАГО», — считают в РСА.
По мнению РСА, необходимо предусмотреть больше градаций по стажу и возрасту, то есть сделать тарифную сетку по данному коэффициенту более детальной, что позволит выровнять убыточность по этому тарифному фактору. С такими предложениями согласились и специалисты независимой консалтинговой компании Towers Watson, привлеченной Банком России к актуарной проверке тарифов по ОСАГО весной 2014 года.
«Более дифференцированный подход к категориям возраста и стажа полностью соответствует мировой практике. Кроме того, страховщики пользуются подобными градациями, например, при расчете тарифов по добровольным видам автострахования», — полагают в РСА.
Таким образом, в союзе предлагают ввести шесть категорий по стажу: менее 1 года, от 1 года до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 7 лет, от 7 до 11 лет и более 11 лет, а также четыре категории по возрасту: моложе 25 лет, от 25 лет до 32 лет, от 32 лет до 45 лет и старше 45 лет.
Мнения страховщиков по этой инициативе разделились. Так, директор страховой компании «Северная Казна» Александр Меренков считает предложение РСА оправданными.
«Изменение коэффициентов всегда связано с уровнем убыточности в регионе. Соответственно, они периодически, примерно раз в три года, меняются в зависимости от качества дорог, аварийности водителей, стоимости ремонта и так далее. Это нормальный, естественный процесс. И в данном случае инициатива РСА по дифференциации коэффициентов имеет смысл: кто плохо ездит, пусть больше платит», — отметил Александр Меренков.
Председатель союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин считает, что неразумно равнять всех водителей по возрастному принципу, и приветствует индивидуальный подход к каждому автовладельцу.
«В текущих условиях проводить выборку по возрастному или половому критерию не совсем правильно. Есть более эффективные способы регулирования стоимости при заключении договора ОСАГО. В частности, это статистика, которая имеется в ГИБДД по нарушениям правил дорожного движения. По ней можно составить коэффициент, который связан с количеством и тяжестью нарушений правил дорожного движения. Это подразумевает индивидуальный подход к каждому. Если человек в возрасте нарушает правила по 15 раз в год, а молодой человек, которому 22 года, нарушил лишь один раз за то же время, то к ним и подход должен быть разный», — считает Олег Цыпулин.
Представитель Свердловского регионального общественного движения «Комитет по защите прав автолюбителей» Максим Едрышов вообще не видит экономической предпосылки для изменения коэффициентов по стажу и возрасту.
«Как таковой статистики о том, какая категория водителей больше попадает в ДТП, на сегодняшний день нет. Нельзя сказать, что больше бьются неопытные водители или какие-то другие. А экономических предпосылок для изменения коэффициентов я сейчас не вижу никаких», — считает Максим Едрышов.
По его словам, в условиях изменения условий подготовки в автошколах молодые автолюбители будут не в состоянии оплачивать не только обучение, но и страховку, если инициатива РСА будет одобрена.
«Тут ведь возникает вопрос о доступности автомобиля. Если раньше обучение в автошколе составляло порядка 15-17 тыс. руб., то сейчас можно говорить о 25-27 тыс. руб. И добавим сюда коэффициенты по стажу и возрасту. Фактически для молодых ребят это будет просто неподъемно. Поэтому ни о какой доступности автомобиля как средства передвижения говорить не придется», — подчеркивает Максим Едрышов.
Отметим, что с 1 октября 2014 года лимит выплат в ОСАГО за имущественный вред будет повышен со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., а с 1 апреля 2015 года лимит компенсаций за вред жизни и здоровью — со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. При этом исследование РСА не учитывает последнее изменение в законодательстве.