Статьи
17.09.2014

Нели Эссерт: В городе становится все больше мест, где можно выпить хороший кофе

Нели Эссерт: В городе становится все больше мест, где можно выпить хороший кофеЭтим летом в Екатеринбурге открылась четвертая кофейня сети «Французский пекарь». Об особенностях ведения кофейного бизнеса и о дальнейших творческих планах ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказала управляющая кофейни «Французский пекарь» Нели Эссерт.

— Почему вы решили открыть свою кофейню в Екатеринбурге?

— Вообще тяга к своему делу у меня была еще с детства. Я всегда знала, что у меня будет что-то свое. Так сложилось, что я работала всего лишь в одной IT-компании с 4 курса и сделала там серьезную карьеру. Изначально я пошла в отдел рекламы не по специальности, делала рекламные листовки. Но за 10 лет я дошла до уровня проектных менеджеров. В мои обязанности входила организация проектов и работников с нуля. С каждым годом я все больше понимала, что у меня будет свое дело. Важно разделять просто желание иметь что-то свое и состояние зрелости, когда ты понимаешь, что готов начать свой бизнес.

Отработав 8 лет, я ушла в декрет и поняла, что я готова начать свое дело. Тогда мы с мужем начали рассматривать различные варианты бизнеса. Мы выбирали два года, и каждый раз это заканчивалось сомнениями. Все это время мы выбирались в различные заведения Екатеринбурга и так для себя открыли кофейню «Французский пекарь», где нам очень нравилось. Однажды мы познакомились с владельцами этой кофейни и разговорились. Они тогда как раз думали о расширении, предложили нам приобрести франшизу. В итоге мы поняли, что хотим открыть свою кофейню.

— Вам сложно было начинать свое дело без опыта самостоятельного ведения бизнеса?

— Специфика IT-компании, где я проработала, вообще никак не пересекается с общепитом. Но мне помог приобретенный опыт менеджмента в компании. В плане всего остального возникало много нюансов, с которыми я раньше не сталкивалась. Было очень тяжело, особенно первые полтора месяца. Я думаю, что не посвященному человеку, без опыта, просто нереально тяжело открывать свой бизнес. Мне повезло, что у меня сложились хорошие отношения с партнерами. И именно они уберегли меня от ошибок, позволив сэкономить очень много денег. Ведь цена ошибки очень велика в этом бизнесе. Человеку без опыта нужно накручивать 200% от заложенной суммы.

— Почему сегодня этот бизнес так популярен в Екатеринбурге?

— Сейчас не только кофейни открываются в большом количестве, но и рестораны. Вообще кофейни появляются более широкого формата. Во «Французском пекаре» не только выпечка и сладости, но представлено меню завтраков и обедов. Сложилась такая тенденция, что люди стали много работать в офисе и готовить дома никому не хочется. Им проще прийти в заведение и позавтракать или поужинать. Без спроса не было бы предложения, поэтому в городе бум открытия точек общепита. У нас очень много постоянных гостей, которые приходят на завтрак, обед и ужин. Я уже и сама не помню, когда последний раз готовила дома. Моя семья любит ходить по разным кафе и ресторанам Екатеринбурга и открывать для себя что-то новое.

Вообще очень радует, что в городе становится все больше мест, где можно выпить хороший кофе. Есть рестораны, которые держат марку, куда мы ходим лет 10 — и таких мест становится все больше. Меня, как владелицу кофейни это заставляет держать себя в тонусе, всегда есть к чему стремиться.

— Насколько успешна модель «кофе на вынос» для нашего города?

— Я знаю одну кофе точку, где действительно хороший кофе и обслуживание. По остальным я затрудняюсь ответить. Вчера в моем доме открылась новая кофеточка, но кофе оттуда меня разочаровал.

— Вы следите, как развиваются другие наши заведения в городе?

— Да, всегда. Мы ходим по разным кофейням: новым, старым и оцениваем уровень качества вкуса кофе, обслуживания и продукции. Иногда получаются приятные знакомства с их владельцами.

Количество кофеен, ресторанов растет, мы это осознаем и всегда стараемся держать руку на пульсе.

— Насколько сложно было найти персонал для кофейни «Французский пекарь»?

— Я сама работала наемным сотрудником около 10 лет и никогда не задумывалась о кадровых вопросах. Но когда столкнулась с подбором персонала сама, поняла, что это большая проблема в Екатеринбурге. Наша кадровая политика заключается в том, что мы стараемся брать молодых ребят, даже без опыта. На самом деле, обучить персонал — это не проблема, если у человека есть стремление, желание и интерес: тогда обучение проходит легко и быстро. Ребят я старалась найти под себя, которым бы нравилось готовить кофе, выпекать булки, общаться с гостями, много улыбаться. Подобрала я персонал не сразу, некоторые отсеялись, остались лучшие. Официально мы работаем со 2 июня, и собралась хорошая команда.

— Как вам удается поддерживать одинаковый вкус и качество кофе всей сети?

— У сети кофеен «Французский пекарь» есть шеф бариста Евгений Зубрицкий. Такого уровня специалиста очень сложно найти в Екатеринбурге. Евгений следит за качеством приготовления кофе. Он обучал всех наших бариста. После курса идет аттестация, обкатка, и потом в течение всего времени работы Евгений приезжает проверять качество и уровень работы каждого бариста. Кроме того, я сама каждый раз проверяю качество кофе, которые готовят наши сотрудники.

Но вообще у нас трехступенчатая стадия подготовки сотрудников. Хороший бариста получается из хорошего официанта, он должен пройти все стадии работы в кофейне. Я считаю, что пока он не пройдет через все стадии работы в кафе, он не сможет готовить хороший кофе. Это мое видение. Поэтому сначала у нас ребята учатся общаться с гостями, качественно их обслуживать, принимать заказы. Следующая ступень — выпекание продукции и только потом они «созревают» до процесса приготовления кофе.

Я всегда наблюдаю за тем, как работают мои подчиненные, все корректировки работы стараюсь проводить мягко.

— Насколько сложно было найти подходящее помещение для кофейни?

— Поиск площадки занял у нас около 2,5 месяцев. Вариантов в нашем городе очень много, и сначала думаешь, что это просто. Но как только приступаешь к поиску, понимаешь, что это не так. Найти помещение для кофейни так же сложно, как и найти для себя квартиру. Сначала мы не привязывались к району, смотрели везде. Так нашли идеальное помещение под кофейню в одном из районов города. Мы ездили туда и анализировали весь трафик, но пришли к выводу, что это не вариант для нас. С утра все уезжают на работу, и в течение дня там пусто. Нам нужно было найти место, которое бы обеспечивало небольшой, но постоянный поток. В этом помещении на ул. Белинского 41 раньше был банк, здесь была куча перегородок. Было сложно представить здесь кофейню, но мы смогли хорошо все обыграть.

— Сколько стоит в Екатеринбурге открыть кофейню?

— Сложно сказать, все зависит от того, какого уровня заведение вы хотите. Например, изначально я хотела маленькую кофейню на три-четыре столика без широкого меню. Но по мере того, как мы начали разворачивать деятельность, это вылилось в большую кофейню с собственной кухней. Поэтому изначально заложенный бюджет увеличился в два раза.

Стоимость кофейни зависит от уровня оборудования. Можно купить печь за 70 тыс. руб. или за 600 — а это разница по вкусу. Есть кофемашины, которые подешевле, а есть подороже и совсем дорогие — в несколько миллионов. У нас итальянская машина La Marzocco, признанная по всему миру, она стоит около 450 тыс. руб. А есть кофемашины за 150. Мы очень много вложили в оборудование. Половина наших затрат, даже львиная доля — именно оборудование. Важно понимать, что ты хочешь: что-то среднее или выделяющееся. На мой взгляд, у нас в городе очень много средних заведений.

— А чем сегодня можно удивить жителей Екатеринбурга, где представлено множество кофеен и ресторанов?

— Я была во многих ресторанах и кафе, и мне важно чувствовать себя там комфортно и знать, что если что-то произойдет, то все разрешится в мою пользу. Свой персонал я всегда призываю делать так, чтобы все гости чувствовали себя уютно и комфортно — как дома. Наша миссия направлена на то, чтобы гостям хотелось сюда вернуться много раз. Есть места в городе с прекрасным ассортиментом еды, но обслуживание там страдает. Я очень лояльный человек и не буду скандалить, но в случае чего я отмечаю, что в это заведение больше не вернусь. Но могу прийти через некоторое время, чтобы посмотреть, изменилось что-то или нет. Мне всегда интересно наблюдать за разными ресторанными и кофейнями: как они прогрессируют или регрессируют. Думаю, что сегодня привлечь гостей можно с помощью уютной атмосферы, которой нет ни у кого другого.

— В чем залог успешного ресторана или кафе?

— Есть места, которые сразу феерично открывается, а потом резко ухудшается качество. Большинство заведений развиваются именно так. Очень многие у нас вообще закрываются. На мой взгляд, в ведении этого бизнеса важно абсолютно все. Бывает, что ресторан теряет гостей из-за плохого обслуживания. Иногда причиной становится банально неправильный менеджмент. Я знаю одну кофейню у нас в городе, где, может, изначально концепция была необычная и интересная, но именно из-за руководства оттуда часто уходят сотрудники. Атмосфера в заведении очень напряженная, и когда туда приходишь, это чувствуется.

Очень сильно успех ресторана или кафе зависит от выбранного местоположения. Найти хорошее место и организовать все так, чтобы привлечь клиента, удовлетворить его запросы — это 80% успеха. Мы сами очень долго искали место, анализировали. Если бы мы выбрали другую сторону улицы, то такой проходимости уже не было бы. Иногда даже сторона перекрестка все решает.

— Открыть кофейню удалось на собственные сбережения, или вам пришлось обращаться за кредитом в банк?

— К счастью, мы смогли сами профинансировать открытие. Но я знаю одного человека, который уже год пытается организовать что-то подобное, мини-пекарню-кофейню, и ему из-за недостатка денег не удается это сделать. Он обращается в банки, но пока все откладывается.

— Вы считаете, что в Екатеринбурге сложно открыть свое дело без достаточного количества денег?

— Все-таки нет. При наличии стимула и цели средства всегда найдутся. Если бы у меня не было денег, я бы их нашла для открытия этой кофейни.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с Ритой Хаак?

— Когда мы открыли кофейню, Рита стала приходить к нам в гости каждый день: она живет рядом. Она приходила к нам работать: сидела часов по 6 и рисовала. Однажды я была в смене, и мы разговорились, так и подружились. Я увидела ее работы, мне очень они понравились, и когда встал вопрос о том, как украсить наши стены, я не задумываясь позвала Риту. Сначала нарисовали стену с деревом, потом появилась надпись «Счастье складывается из мелочей».

Я хочу с ней продолжить сотрудничество в направлении продажи ее продукции — она ведь открытки выпускает. Знаю, что у нее в нескольких магазинах есть выставка-продажа открыток. Мы как раз сейчас обсуждаем возможность выставления ее работ в нашей кофейне. Я буду с удовольствием рассказывать нашим гостям о Рите и о ее творчестве.

— На каких условиях вы сотрудничаете?

— Я бы не сказала, что у нас совсем коммерческие отношения, это что-то более взаимно-дружеское. Но я считаю, что любой труд, особенно хороший, как у Риты, должен вознаграждаться. Она сначала предлагала оформить стены на дружеских началах, но я настояла на том, чтобы вознаградить ее денежно.

— В других кофейнях она тоже помогала оформлять стены?

— Нет, у нас разные владельцы заведений. Но собственники тех кофеен к нам приезжали, им очень понравилось, и они тоже планируют пригласить Риту для сотрудничества.

— Считаете ли вы сотрудничество с Ритой Хаак культурным проектом?

— Я не задумывалась об этом в таком ключе. Я не знакома ни с миром художников, ни с миром фотографов, хотя сама творческий человек. Ко мне приходят люди, видят работы Риты, говорят: «вот знаменитый художник», а я об этом не задумывалась. Для меня это просто хороший человек, который творит красивые вещи. Все, что мы делали с Ритой в кофейне, я рассматриваю как наше маленькое творчество с ней. Мне нравится, что приходят люди и фотографируют стены. Мне нравится, что мы с Ритой смогли создать что-то такое, что доставляет радость другим людям.

— Это помогает вам привлечь посетителей?

— Вообще любая индивидуальность помогает привлечь посетителей. Я не задумываюсь о глобальной прибыли, когда что-то делаю, я просто хочу создать такое место, в которое каждый раз хотелось бы мне самой приходить.

— Рассматриваете ли вы идею сотрудничества с другими художниками?

— Пока конкретных предложений нет. Но я буду очень рада, если они появятся. Как только подвернется случай, все сложится, я буду «за».
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.08.2014 Денис Русановский: в городе большой спрос на вкусный кофе

На вопросы УрБК ответил основатель кофейни «Делу — время» Денис Русановский ...

24.07.2014 Сеть кофеен «Шоколадница» намерена выкупить сеть «Кофе Хауз»

УрБК, Москва, 24.07.2014. Сеть кофеен «Шоколадница» может выкупить сеть «Кофе Хауз». Сделка еще не закрыта, но ...

25.03.2014 Сеть кофеен «Кофе Хауз» уходит с рынка Екатеринбурга

Федеральная сеть кофеен «Кофе Хауз» уходит с рынка Екатеринбурга. Как сообщил УрБК бывший директор ООО «Кофе Хауз ...

25.03.2014 Кофейни «Кофе Хауз» в Екатеринбурге проданы «Шоколаднице»

УрБК, Екатеринбург, 25.03.2014. Федеральная сеть кофеен «Кофе Хауз» уходит с рынка Екатеринбурга. Как сообщил УрБК ...

04.04.2013 «Кофе Хауз»: SMM — эффективный метод продвижения компании

УрБК, Екатеринбург, 04.04.2013. SMM (Social media marketing) помогает компаниям не только наладить контакт со всеми ...