Рост популярности занятия спортом привел к резкому увеличению спроса на спортивное питание. Несмотря на все негативные отзывы, рынок продолжает увеличиваться: только за прошедший год он показал рост более чем на 70% и составил 1,3 млрд руб.
На данный момент в Екатеринбурге насчитывается более 100 фитнес-центров и около 50 самостоятельных официальных точек реализации спортивных добавок.
По результатам исследований за 2013 год, регулярно занимаются спортом 385 тыс. жителей уральской столицы, что составляет 25,8% от общей численности населения города. Данный показатель является одним из наиболее высоких по стране и позволяет Екатеринбургу претендовать на звание самого спортивного города России.
На фоне этого быстро начал развиваться новый для России сегмент рынка — спортивные пищевые добавки. Ранее данный продукт был ориентирован лишь на профессиональных спортсменов, теперь спортивные пищевые добавки стали доступны каждому желающему.
Согласно исследованиям компании Datamonitor, именно рядовой потребитель является ключевой фигурой, способной продвинуть этот рынок вперед.
Активно данная отрасль начала развиваться лишь в 2005 году, но пик ее популярности пришелся на 2011 год. Сегодня на прилавках спортивных магазинов реализуется огромный спектр спортивных добавок. Основная доля приходится на разнообразные белковые смеси, аминокислотные и витаминные комплексы, энергетические напитки и креатин.
Рост популярности добавок не спадает даже при условии, что товары данной категории имеют довольно высокую стоимость. Так, средняя цена белковой смеси иностранного производства весом 1 кг составляет 2 тыс. руб., в то время как отечественный продукт того же объема стоит 350 руб. 400-граммовая банка креатина — специальной добавки, которая используется для увеличения результативности высокоинтенсивных нагрузок, преимущественно анаэробных, — стоит 700 руб. Стоимость витаминных комплексов, рассчитанных на месяц приема, варьируется от 400 до 2 500 руб.
Вместе с тем рынок спортивного питания довольно трудно оценить, так как большая его часть теневая. По оценкам некоторых экспертов, ежегодный оборот рынка составляет более 20 млн долл. США с ежегодным приростом 20%.
Однако только за 2013 год рынок спортивного питания превысил 1,3 млрд руб., что на 70% больше по сравнению с предыдущим годом.
По мнению ряда специалистов, такой резкий скачок популярности в первую очередь связан с естественным желанием граждан быть здоровыми. В последнее время все больше людей начало задумываться о правильном питании, но не у каждого есть время и желание готовить и брать с собой контейнеры с едой. В этом плане спортивное питание удобнее: смешать белковый коктейль не составляет никакого труда.
К тому же людям, регулярно испытывающим физические нагрузки, требуется больше питательных веществ, витаминов и минералов для полноценного восстановления.
По словам независимого эксперта в сфере диетологии, именно спортивное питание способно решить эту проблему. Нужен только правильный выбор и соблюдение основных правил приема.
Несмотря на рост популярности спортивных пищевых добавок, многие специалисты и простые граждане придерживаются негативного мнения относительно целесообразности их применения. В большинстве случаев выпады в сторону спортивных БАДов основываются на мнении о том, что это химический продукт, способный нанести значительный вред здоровью человека.
Производители в свою очередь утверждают, что их продукт полностью натуральный и безопасный.
«Очень часто к нам в магазин приходят клиенты, которые на 100% уверены в том, что спортивные добавки — это сплошная химия, и что их употребление может привести к проблемам с печенью, сердцем и другими органами. Но мы сразу объясняем, что это далеко не так, рассказываем о составе и методах производства продукта», — поясняет продавец одного из магазинов спортивного питания SV Фитнес Денис.
По его словам, белковые смеси или протеин производятся из молока, точнее из молочной сыворотки, которая остается от производства сыра. Данный продукт называется сывороточный протеин. Также на прилавках магазинов можно найти яичный, пшеничный, соевый и мясной протеин. Все эти товары производятся также из натуральных продуктов, единственное их отличие — степень очистки и вкусовые особенности.
По мнению призера чемпионата СССР, кандидата в мастера спорта по легкой атлетике и преподавателя УралГУФК Евгения Макарова, принимать или нет спортивные добавки — дело сугубо индивидуальное. К тому же без правильной тренировочной программы, организованного режима дня и правильного питания никакие спортивные добавки не помогут добиться желаемого результата.
«Основная задача «спортпита» — это дополнение к уже существующему режиму питания. Нельзя полностью заменить в рационе мясо на порошок из банки или не спать по 16 часов, а потом по пути в спортзал пить энергетик в надежде на полноценную тренировку. В процессе подобных экспериментов действительно можно подорвать свое здоровье. Наилучший вариант — это регуляция рациона и оптимизация тренировочного процесса», — поясняет Е.Макаров.
Эксперты отмечают, что предпочтения мужчин и женщин при выборе «спортпита» очень различаются. Среди девушек наибольшей популярностью пользуются белковые смеси, в частности изолят, и различные жиросжигающие комплексы. Мужчины предпочитают гейнеры — протеиновые смеси с высоким содержанием углеводов, креатин, аминокомлексы и энергетические напитки.
«Такая разница в предпочтениях связана в первую очередь с тем, что, приходя в спортзал, мужчины и женщины преследуют разные цели: у мужчины это набор мышечной массы, а у женщин — сброс лишних килограммов», — пояснила фитнес-тренер клуба АртДжем Юлия.
По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров, российский рынок спортивного питания является одним из самых перспективным и динамично развивающихся. Именно поэтому зарубежные поставщики стараются импортировать большую часть своей продукции в Россию.
По разным оценкам, доля импорта спортивных пищевых добавок в прошлом году составила более 96%, причем 90% приходится на США, Германию и Канаду. Именно поэтому новость о запрете ввоза БАДов из США, Канады, Норвегии, Германии и стран ЕС взбудоражила не только владельцев сетевых магазинов спортивного питания, но и простых граждан.
Но на деле все оказалось гораздо безобиднее.
«Санкции на ввоз спортивного питания зарубежного производства практически не изменили ситуации на Свердловском рынке, так как у большинства крупных реализаторов сформирован большой складской запас. Естественно были небольшие изменения в ценовой политике некоторых производителей, но они несущественны. К тому же, в скором времени запрет отменили», — рассказал руководитель одной из крупнейших сетей магазинов спортивного питания в Екатеринбурге.
По его словам, единственное, что изменилось, так это то, что люди, привыкшие к спортивным добавкам, начали активнее «запасаться на зиму». И это вполне логично, ведь отечественных аналогов «спортпита» у нас немного, и по качеству они сильно уступают зарубежным.
Нет сомнений, что спортивные пищевые добавки как сегмент рынка продовольствия занимает устойчивые позиции. И, несмотря на все «за» и «против», касающиеся использования спортивного питания непрофессиональными спортсменами, этот сегмент продолжает активно развиваться и увеличивать количество своих поклонников.