Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области разработало стратегию по обращению с отходами производства в регионе до 2030 года. Ее цель — уменьшение количества образования отходов производства, создание экономических стимулов для их переработки, а также сокращение полигонного захоронения. Из областного бюджета на реализацию стратегии выделено около 15 млрд руб. По мнению экспертов, в ней обозначены цели без указания конкретных механизмов их достижения. Поэтому без разработки конкретной программы мероприятий стратегия обречена на провал.
Согласно рейтингу общественной организации «Зеленый патруль» за 2014 год, Свердловская область заняла 83 место и признана самым экологически неблагополучным регионом России. Экономический каркас Среднего Урала по-прежнему составляют предприятия тяжелого машиностроения, металлургии, энергетики, химической промышленности, которые в силу технологий никогда не были абсолютно чистыми производствами.
«На данный момент на территории Свердловской области накоплено более 9 млрд тонн отходов. При этом ежегодно образуется около 190 млн тонн. Из них повторно используют всего 44%. Сейчас в регионе зарегистрировано 394 объекта хранения отходов производства, из них 37 бесхозяйных — никому не принадлежат. В последнее время ситуация не меняется к лучшему, поэтому мы разработали стратегию по обращению с отходами производства в регионе до 2030 года», — сообщил министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов.
В документе указаны следующие целевые показатели. К 2030 году объем отходов производства должен снизиться на 1,2 млрд тонн, процент повторно используемых отходов — вырасти до 65%.
«Для достижения целевых ориентиров необходимо, во-первых, усовершенствовать нормативно-правовую базу. Во-вторых, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. В-третьих, разработать и внедрить новые технологии. В-четвертых, создать комплексные центры по переработке отходов в соответствии с существующими санитарными требованиями. В-пятых, повысить квалификацию сотрудников, занятых в этой сфере», — полагает Алексей Кузнецов.
Министр также сообщил, что стратегию планируют реализовать в три этапа. Первый (2014-2016 годы) — проведение институциональных изменений в управлении отходами, совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с отходами производства. Второй этап — (2017-2025 годы) создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения. Третий этап (2026-2030 годы) — достижение значений целевых показателей, установленных в основных направлениях деятельности правительства Свердловской области, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Однако председатель правительства Свердловской области Денис Паслер считает, что в ней не обозначены конкретные механизмы достижения целей.
«Без разработки программы по обращению с отходами производства никакого эффекта не будет. В последние годы ситуация практически не улучшается. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться с решением конкретных проблем, которые сдерживают развитие этой сферы. К примеру, решить вопрос отходов обанкротившихся предприятий», — заявил Денис Паслер.
По его словам, другая ключевая проблема — нехватка новых технологий для переработки отходов производства.
«Как только они появятся, эта сфера сразу станет привлекательной для бизнеса. Кроме того, на мой взгляд, в стратегии нет конкретных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы», — сообщил Денис Паслер.
По мнению экспертов, успешность реализации стратегии во многом будет зависеть от экологической политики всей страны. Заместитель сопредседателя комитета по экологической, технологической и промышленной безопасности РСПП Евгений Брагин считает, что для качественного прорыва в вопросе обращения с промышленными отходами необходимо отрегулировать федеральное законодательство.
«В первую очередь следуют разработать новые поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые создадут экономические стимулы для их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов», — сообщил Евгений Брагин.
Руководитель отделения партии «Зеленые» в Свердловской области Игорь Рузаков назвал другие неразрешенные проблемы в отрасли.
«Мы не видим системной работы муниципалитетов. Зачастую у мэров нет финансовой возможности провести грамотный мониторинг экологической ситуации в своем городе. Очевидно, что денег всегда не хватает. Поэтому важно распределять эти средства целевым образом. Нельзя одновременно заняться и водой, и воздухом, и незаконными свалками. Необходимо правильно расставить приоритеты. Другая крупная проблема — нехватка профильных специалистов. В связи с этим нам приходится тратить значительные денежные средства, чтобы залатать дыры от прошлых ошибок», — сообщил Игорь Рузаков.
Можно констатировать, что создание стратегии по обращению с отходами производства до 2030 года в целом является шагом в правильном направлении. Однако для качественного прорыва необходимо разработать программу, где будут обозначены основные мероприятия, направленные на решение конкретных проблем в отрасли. Без этого положительного эффекта не будет.
Евгений Чечкин