На днях стали известны варианты строительства третьей очереди Екатеринбургской кольцевой автодороги. Областные власти видят продолжение ЕКАД через Южный лесопарк. Трассировка магистрали через особо охраняемую природную территорию, по мнению авторов проекта, позволит сократить сроки строительства и сэкономить средства регионального бюджета. Отказ от проведения третьей очереди ЕКАД через жилой район или в обход Южного лесопарка позволяет в первом случае избежать конфликта с местными жителями, а во втором — больших затрат. Вместе с тем ради сохранения областных денег придется пожертвовать примерно 60 тыс. деревьев городского леса. Планы областных властей серьезно встревожили экологов и членов Общественной палаты. В Екатеринбурге, как и в любом другом городе-миллионнике, сохраняется напряженная ситуация с высоким уровнем загрязнения воздуха, хотя в городе и проводятся работы по озеленению. Как считают общественники, массовая вырубка деревьев значительно ухудшит экологическое положение мегаполиса. Впрочем, судьбу Южного лесопарка еще предстоит окончательно решить жителям города.
Необходимость в разгрузке дорог Екатеринбурга за счет строительства дополнительных магистралей осознают и горожане, и власти. Как ожидается, через Екатеринбургскую кольцевую автомобильную дорогу будет пущен весь грузовой транспорт, который в настоящее время проезжает транзитом через столицу Среднего Урала. Согласно ранее утвержденному плану, третья очередь ЕКАД (от Челябинского до Ново-Московского тракта) должна была пройти в обход Южного лесопарка.
Однако впоследствии проектируемый участок показался заказчику строительства слишком затратным. В региональном министерстве транспорта и связи посчитали также, что на построенной в обход дороге вырастет аварийность. Уменьшить затраты и снизить риск ДТП было решено за счет сокращения длины третьей очереди. В результате появились дополнительные варианты трассировки магистрали. Один из них предполагает строительство дороги через район малоэтажной застройки Попов Лог. Впрочем, в министерстве транспорта и связи Свердловской области отнеслись к этой идее скептически из-за близкого соседства домов с автодорогой.
Другим проектом предлагается провести третью очередь ЕКАД через Южный Лесопарк, представляющий собой особо охраняемую природную территорию. В министерстве посчитали, что последний вариант является меньшим из зол, поскольку жилые постройки магистраль не затрагивает и длина ее значительно сократиться по сравнению с первоначальным планом. Однако на пути будущей дороги стоят примерно 60 тыс. деревьев.
«Управление автомобильных дорог» заинтересовано в том, чтобы строительство велось скорее и дешевле. У нас рассматривалось несколько вариантов: если мы пойдем в лоб, попадут под снос сады. Пойдем через лесопарковую зону — под снос пойдут деревья. Через большой круг пойдем — увеличим в разы стоимость. Какой бы вариант мы ни выбрали, безболезненной стройки не получится», — считает первый заместитель начальника учреждения Николай Хамицевич.
«Вариант прохождения дороги через лесопарк по финансам наименее емкий, но гораздо важнее, что он имеет низкий коэффициент аварийности. Да, деревья пострадают, но город развивается, и всегда для этого нужно что-то немного менять», — поясняют в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области.
Вместе с тем, пытаясь уйти от больших затрат и возможной конфронтации с жителями Попова Лога, областные власти могут породить в регионе очередной экологический конфликт. Рекомендуемый министерством проект, предполагающий массовую вырубку в Южном лесопарке, вызвал недовольство среди экологов и членов Общественной палаты Свердловской области.
«Планы по Южному лесопарку, через который проходит третья очередь ЕКАД, давно вызывают определенное напряжение. Да, необходимо разгрузить транспортный поток. Но, на наш взгляд, общеэкологическая ситуация, как и уровень загрязнения воздуха в городе, слишком напряженна, чтобы решать вопрос строительства столь расточительным путем. Исчезновение такого количества деревьев не пройдет бесследно. Мы получим ухудшение качества воды и воздуха, поскольку деревья — это природный фильтр», — считает председатель совета свердловского регионального отделения российской экологической партии «Зеленые» Игорь Рузаков.
«Другого мнения и не может быть: лес вырубать нельзя, особенно в окрестности города. Это и кислород, и здоровье людей. Я поддерживаю мнение экологов. Мне кажется, что нужно что-то придумать, все-таки это какая-то кислородная подушка вокруг города: неужели нельзя найти другой вариант? Конечно, это может быть дороже, но, как говорится, скупой платит дважды. И так в городе совсем нечем дышать», — отмечает екатеринбургский драматург, член Общественной палаты Свердловской области Николай Коляда.
«Екатеринбург все-таки загазованный город, и вырубать столько деревьев неправильно», — сказала член Общественной палаты области Жанна Рябцева.
Доводы общественников подкрепляют данные министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. По данным ведомства, Екатеринбург входит в перечень городов с самым высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в регионе.
Предвестником конфликта может также стать отсутствие конкретики в планах по строительству третьей очереди ЕКАД. Попытка провести проект в спешке может обернуться повторением ситуации вокруг Химкинского леса в 2010 году в Москве, когда столичные власти хотели построить автодорогу через лесопарковую зону, и столкнулись с многомесячным противостоянием общественности.
«Мы должны обсуждать этот вопрос как горожане потому, что четкого понимания пролегания самой траектории через этот участок нет. Решение вопроса нас не устраивает ни по методологии, ни по способу информирования населения. Хотелось бы понять, почему предлагаемый вариант является оптимальным», — сказал Игорь Рузаков.
В областной Общественной палате в свою очередь считают, что с обсуждением проекта торопиться не стоит. По мнению Жанны Рябцевой, чтобы добиться взвешенного решения по строительству ЕКАД, властям необходимо согласовывать свои планы с жителями Екатеринбурга.
Окончательное решение по выбору варианта прокладки дороги от Челябинского до Ново-Московского тракта, будет принято только после публичных слушаний, которые должны пройти в Екатеринбурге. К этому времени областным властям придется либо найти весомые аргументы в пользу массовой вырубки деревьев и значительного ущерба экологии города, либо вернуться к чертежам.