Отпечаток кризиса: спрос на полиграфические услуги падает
С ухудшением экономического положения в России начинают уходить в прошлое времена, когда бизнес заявлял о себе со страниц глянцевых журналов. На фоне дорожающих банковских кредитов и нестабильного положения рынка предприниматели стали аккуратнее в расходах. Экономия бюджетов предприятий в первую очередь ударила по рекламным агентствам и многотиражным изданиям, в прямой зависимости от которых находятся типографии. Падение спроса на яркую рекламу и снижение объема продаж вынуждают крупные издательства расширять круг заказчиков, чтобы восполнять выпадающие объемы печати. В преддверии подготовки ключевых рекламодателей к новогодним праздникам участники рынка ожидают жесткой конкуренции, которая будет сопровождаться недобросовестной игрой на занижении цен. Типографии в этих условиях ставятся перед выбором — или работать себе в убыток, или работать в ущерб качеству.
Проблемы на рынке рекламы начались задолго до того, как в правительстве России официально признали, что экономика страны вступила в стадию стагнации. По словам руководителя издательско-полиграфического центра «АМБ» Владимира Лобока, неутешительные выводы предприятия по выпуску печатной продукции сделали в январе 2013 года.
«Неуверенность в типографиях появилась с начала прошлого года. Фактически в малом бизнесе с прошлого года наметилась тенденция к уходу в «серые» схемы, у крупных предприятий появились убытки. Понятно, что в этих условиях бюджеты на рекламу стали сокращаться», — считает Владимир Лобок.
В текущем году, как отметил руководитель «АМБ», ситуация ухудшилась в связи с введением санкций в отношении банковского сектора, который являлся одним из ключевых рекламодателей. Также рекламный рынок может потерять клиентов из числа торговых сетей, которых после введения эмбарго на европейское продовольствие беспокоит больше наполняемость прилавков, чем информационных листовок. Вследствие этого экономия на рекламе со стороны предприятий среднего и малого бизнеса для типографий стала ощутимее.
«В этом году средняя стоимость заказа серьезно сократилась, поскольку компании урезали бюджеты на рекламу. На рынке ощущается мини-стагнация, но это больше зависит от того, как в компании поставлены продажи», — отмечает коммерческий директор типографии «Малахит» Максим Марьясов.
Кроме того, цены на свою продукцию были вынуждены поднять сами типографии. По словам экспертов, из-за ослабления рубля подорожала меловая бумага, большая часть которой приобретается за рубежом. Практически все предприятия, оказывающие полиграфические услуги, работают с импортным оборудованием. При этом чем шире и сложнее линейка выпускаемой продукции, тем дороже для типографии обходится оплата труда работающего с оборудованием персонала.
Наиболее ощутимые потери продолжают нести многотиражные издания. Ограничения на рекламу в СМИ алкоголя и табачных изделий ранее отсекли от журналов одних из самых платежеспособных и стабильных рекламодателей. Остальные, как отмечают участники рынка, в последнее время стали обращать внимание на эффективность своей популяризации через периодические издания. На этом фоне журналам становится сложнее конкурировать с Интернетом.
«На офсетную печать очень сильно влияет уход рекламы в Интернет. У них вследствие этого серьезно упали тиражи», — сказал коммерческий директор типографии «Малахит».
Владимир Лобок в свою очередь связывает ухудшение положения журналов с отзывом лицензий у ряда банков, на счетах которых находились средства изданий.
На фоне падения объемов офсетной печати типографии намерены отыграться за счет сезонных заказов. Как поясняют в типографии «Айсберг», заказчики, как правило, предпочитают в основном тратиться на новогодние сувениры, чтобы обеспечить себя рекламой на весь последующий год.
«Многие клиенты, к примеру, круглый год ничего не заказывают, но к Новому году у них «железно»: бумажный пакет или календари, которые они дарят своим клиентам потому, что календарем пользуются круглогодично», — отмечают в типографии «Айсберг».
«Для того, чтобы не снижать оборот, приходится обрабатывать больше заказчиков. При этом растет малотиражная печать, к примеру, малотиражная упаковка, которая ранее печаталась только на офсетах», — отмечает Максим Марьясов.
Сезон заказов, как правило, открывается в сентябре, и уже к ноябрю типографии переходят на круглосуточный режим работы.
«Что мы заработаем в этот период, на это и будем жить с января по март, если не будет периодических изданий», — отмечают в издательстве.
Впрочем, с началом сезона активно начинают работать не только типографии с большими мощностями, но и более мелкие игроки, которыми рынок переполнен. Коммерческий директор типографии «Малахит» обращает внимание, что среди компаний, предоставляющих полиграфические услуги, независимо от условий происходят постоянные смены игроков из-за очень низкой стоимости входа на рынок: предпринимателям достаточно купить небольшой принтер, чтобы открыть дело. Для использования больших мощностей они обращаются к крупным типографиям, выполняя таким образом роль посредников.
Вместе с тем добросовестных предпринимателей среди них, как отмечают на рынке, не очень много. Владимир Лобок, в частности, поясняет, что в связи с пробелами законодательства и на фоне отсутствия внутреннего саморегулирования рынка активизировались производители печатной продукции, которые предлагают свои услуги по цене ниже себестоимости.
«В текущем году активизировались демпинговые схемы, по которым конкурсы выигрывают предприятия, предлагающие услуги по цене ниже стоимости бумаги. Заказчики в свою очередь ищут, где бы напечатать дешевле. У нас, вроде бы, есть начало антидемпингового законодательства, но этим вопросом никто не занимается», — считает руководитель «АМБ».
В издательстве «Айсберг» в свою очередь обращают внимание на слишком большое количество посредников в виде рекламных агентств, которые нарушают структуру сложившегося рынка.
«Появилось очень много маленьких контор, которые отбирают крупные заказы, размещая их в тех же типографиях. Они сами ничего не делают, играют на ценах, чтобы хоть что-то заработать», — поясняют в «Айсберге».
В условиях нарастающего демпинга как метода недобросовестной конкуренции страдать в итоге будут либо сами типографии, которым придется выпускать продукцию в убыток, либо заказчики, позарившиеся на дешевизну. На выходе клиенты, плохо разбирающиеся в тонкостях полиграфии, могут получить некачественную продукцию. При этом за маленькие деньги им вряд ли придется рассчитывать, что новогоднюю продукцию они успеют раздарить до наступления 2015 года.