С 15 ноября в Екатеринбурге введут новые тарифы на проезд в общественном транспорте для льготных категорий граждан. Администрация города была вынуждена пойти на этот шаг в связи с тем, что действующая сейчас система проездных для льготников не окупает затраты перевозчиков. Помощи же от властей Свердловской области по договоренности, которая была заключена еще в 2009 году, нет уже несколько лет. Сейчас льготники пользуются безлимитным проездным за 380 рублей в месяц, но в ближайшее время он может вырасти почти вдвое.
Напомним, что в 2009 году городские и областные власти приняли соглашение, согласно которому льготники по-прежнему ездят без ограничений, а затраты на их обслуживание компенсируют на треть из бюджета Екатеринбурга и на две трети — из региональной казны. Расходы города по данной статье составляли около 400 млн руб. ежегодно. В то же время за последние годы в регионе сменилась власть, и вопрос о компенсациях был пересмотрен.
Ясности в этом вопросе не было начиная с минувшего года, когда принимались областной и муниципальный бюджеты. Тема компенсаций перевозчикам за провоз льготной категории граждан поднималась несколько раз, а сами транспортные компании пытались взыскать причитающиеся им средства из областного бюджета через арбитражный суд, но не преуспели в этом.
Ситуация усугублялась еще и тем, что 80% пассажиров в Екатеринбурге перевозят муниципальные транспортные предприятия ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» и ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий», которым региональные власти на начало 2014 года задолжали порядка 1,5 млрд рублей. При этом себестоимость проезда составляет 45-50 руб., тогда как горожане платят 23 руб. и меньше. Так, стоимость проезда по «Е-карте» составляет от 5 руб. для ветеранов до 18,57 руб. для тех, кто приобретает 70 поездок на 60 дней.
Однако несмотря на все обращения депутатов Екатеринбургской городской думы и первых лиц городской администрации, с мертвой точки ситуация так и не сдвинулась. На предложения заместителя главы администрации города Александра Высокинских по улучшению организации транспортного обслуживания граждан глава регионального минфина Галина Кулаченко ответила, что власти Свердловской области отказываются менять законодательство для выплаты компенсации при перевозке пассажиров-льготников. Тем самым подталкивала городские власти к принятию непопулярных решений, отмечая, что «решение вопроса по улучшению транспортного обслуживания льготников находится в компетенции муниципалитетов», которые могут установить дифференцированные тарифные планы, в том числе с лимитом количества поездок по проездному билету, стоимость которого должна быть экономически обоснованной исходя из среднего количества поездок.
«По действующему законодательству, областные льготники, входящие в областной регистр, получают пособие на проезд. На протяжении пяти лет мы финансируем каждого льготника. Нынешний размер пособия составляет 379 рублей, пять лет назад пособие составляло 275 рублей. Достаточность и правомерность такого вида пособия закреплена, в том числе, решением Верховного суда. Кроме того, в Свердловской области федеральным льготникам введена дополнительная мера социальной поддержки – ежегодное пособие на проезд. В настоящее время размер пособия составляет 825 рублей, начинали с 600 рублей. То есть, у нас предусмотрена ежегодная индексация пособий. Таким образом, финансируется не муниципальное образование, а каждый льготник, который сам принимает решение, о том, приобретать ему проездной билет или нет», — прокомментировал ситуацию заместитель министра социальной политики Свердловской области Валерий Бойко
«Мы получили окончательный ответ от областного правительства, что оно не планирует помогать нам в дотациях транспортным предприятиям по финансированию проезда льготных категорий граждан», — рассказал в эфире телеканала «41-Домашний» заместитель главы администрации Екатеринбурга Евгений Липович.
В результате, по его словам, сейчас городские власти вынуждены с 15 ноября вводить новые тарифы на проезд в общественном транспорте для льготных категория граждан, исходя только из возможностей городского бюджета и из новой тарифной политики.
После обсуждения с горожанами им до конца октября предстоит выбрать наиболее приемлемый вариант новых льготных тарифов. Первый предусматривает 10 поездок за 170 руб., 25 поездок за 380 руб. и безлимитный проезд в течение месяца за 750 руб. Второй вариант — безлимитный проезд в течение месяца за 750 руб. и разовые поездки за 21 рубль, а третий — разовые поездки за 16 руб. Проголосовать за удобный вариант граждане могут на главной странице Информационного портала Екатеринбурга или по телефону: вариант 1 — 288-20-09; вариант 2 — 288-20-10; вариант 3 — 288-20-11.
Сейчас льготники пользуются безлимитным проездным за 380 рублей в месяц. При этом ЕМУП «ТТУ» и «МОАП» порядка 93% расходов покрывают за свой счет, а 7% — компенсациями из бюджета Екатеринбурга. Тем временем в других крупных городах, таких как Пермь, Челябинск, Тюмень и Новосибирск существуют дотации из областного бюджета.
Депутат Екатеринбургской городской думы Михаил Вегнер считает, что в грядущем повышении тарифов вина лежит на региональных властях, которые не выполняют договоренности 2009 года.
«Если бы правительство Свердловской области выделило средства, администрации не пришлось бы повышать тарифы. Город в результате оказался в безвыходной ситуации и был вынужден пойти на такой шаг потому, что это все стало сказываться на транспортных предприятиях: текучесть кадров повысилась до 60%, низкая зарплата, устаревшая техника, закредитованность предприятий. То, что предпринимает администрация — это спасение транспортных предприятий», — отметил народный избранник.