В июне-августе в большинстве российских аэропортов зафиксировали значительный рост стоимости одной тонны авиационного керосина, в среднем он составил 6-7%. Внезапное повышение стоимости топлива стало полной неожиданностью для авиакомпаний. По данным экспертов, от роста цен на авиационный керосин в первую очередь пострадают рядовые потребители, так как это неизбежно приведет к повышению стоимости туристических путевок — на 3-3,5% и перелетов — на 6-7%.
По данным Росавиации, повышение тарифов на топливо произошло в аэропортах Поволжья — Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и Перми, южных регионов России — Ростове-на-Дону, Махачкале, Ставрополе, Минводах, а также Сибири — Красноярске, Иркутске. На территории Урала цены пока не выросли. Однако нет никакой гарантии, что этого не произойдет в самое ближайшее время.
В связи с трендом повышения стоимости авиакеросина отечественные авиакомпании стали массового обращаться в Росавиацию с просьбой оказать им государственную поддержку по примеру той, которая была оказана в кризисном 2009-м году (прямая финансовая помощь). Это говорит о том, что повышение цен действительно сильно ударило по бизнесу авиаперевозчиков.
Росавиация, в свою очередь, обвинила предприятия ТЭК, работающие в сфере топливозаправки в аэропортах, в необоснованном повышении тарифов на авиационный керосин. Как отмечается в заявлении ведомства, в ближайшей перспективе повышение стоимости топлива может лечь финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации — пассажиров.
Генеральный директор грузовой авиакомпании «Авиакон Цитотранс» Александр Шашорин также считает, что повышение стоимости авиакеросина неизбежно отразится на цене авиабилетов.
«Ни один перевозчик не будет брать на себя такую финансовую ответственность, в итоге все перенесется на пассажира. В бюджете каждой авиакомпании заложена усредненная стоимость топлива. Если в кармане денег не хватает, кто-то за это должен заплатить», — считает Александр Шашорин.
Он также рассказал, что с 2015 года планируется увеличение акцизов на авиационное топливо, что тоже повлияет на отрасль.
«Насколько мне известно, авиакомпании также просят господдержки для того, чтобы этот акциз отыграть. Но будет ли это повышение в действительности, говорить пока рано.
По словам Александра Шашорина, «Авиакон Цитотранс» занимается грузовыми коммерческими перевозками, поэтому на компании повышение стоимости пока не отражается. Основные рейсы фирмы нацелены на заграницу. В этом случае топливо обычно оплачивает сам заказчик.
Также повышение цен на авиакеросин повысит стоимость туристических путевок.
«Доля перелетов структуре стоимости туристической путевки составляет от 30 до 70% в зависимости от страны назначения. Средняя стоимость тура в нашей стране сейчас составляет 40-50 тыс. руб. Можно спрогнозировать, что повышение цены на керосин на 6-7% увеличит стоимость турпутевки в среднем на 3-3,5%. На первый взгляд, это не так много. Однако сама по себе новость неприятная», — считает директор представительства турфирмы «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
Исполнительный директор Уральской Ассоциации туризма Михаил Мальцев также считает, что рост цен на авиатопливо скажется на туристическом рынке лишь косвенно.
«Стоимость авиаперелета занимает самую значительную долю в структуре стоимости путевки, однако этот фактор вряд ли серьезно ударит по отрасли. Цены на путевки максимум могут вырасти на 2-3%. Это незначительная величина. Особенно учитывая сезонные колебания стоимости туров», — рассказал Михаил Мальцев.
Несмотря на возможные негативные последствия повышения цен на керосин, предприятия ТЭК, работающие в сфере топливозаправки в аэропортах, считают его вполне справедливым. Правда, отмечают, что Росавиация завышает цифры статистики.
«Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых (спотовых) заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты авиатопливообеспечения. Тогда как основной объем поставок авиатоплива осуществляется по долгосрочным контрактам, которые заключаются по результатам тендеров, проводимых авиакомпаниями», — сообщили в пресс-службе компании «Роснефть», которая занимается топливозаправкой в аэропорту Екатеринбурга через дочернюю структуру «ТЗК-Кольцово».
Таким образом, повышение стоимости авиакеросина неизбежно ударит по авиаперевозчикам, которые переложат дополнительные расходы на плечи своих клиентов. Это приведет к росту стоимости авиаперелетов и туристических туров.
Евгений Чечкин