До предполагаемого вступления в силу закона о лицензировании управляющих организаций ЖКХ осталось около полутора месяцев, однако до понимания, каким он будет и насколько окажется эффективным, участникам рынка еще далеко. Тем не менее закон уже не несет паники, хотя вызывает очень разные оценки экспертов. Одни видят в нем действенный механизм очищения рынка от недобросовестных игроков, другие считают, что такая мера бесполезна и ничем никому не грозит, третьи же стараются подстраховаться «на все случаи жизни» и заручиться поддержкой Госжилинспекции.
Напомним, в настоящее время закон о лицензировании управляющих организаций принят Государственной думой РФ и одобрен Советом федерации, ему осталось пройти только подписание главой государства. По мнению экспертов, вероятность принятия документа близка к 100%. Вступление в силу закона ожидается с 1 сентября 2014 года, а уже с 1 мая 2015 года компании, не имеющие лицензии, лишатся права управлять жилым фондом.
«Понимания, каким будет закон, по-прежнему нет, но ждем его принятия спокойно: это не первый эксперимент, который проводится над управляющими компаниями. В законе еще много недочетов, но не думаю, что его доведут до абсурда: загонять управляющие компании в непонятную ситуацию и вести рынок к коллапсу никому не выгодно», — рассказал директор УК «Нижнеисетская» Юрий Дулына.
Подобного мнения придерживается и руководство управления Госжилинспекции по Свердловской области, отмечая, однако, что компаниям-однодневкам и прочим недобросовестным организациям придется прекратить деятельность в сфере управления жилфондом.
«Разговоры о том, что наступит коллапс, не имеют под собой почвы. Мы считаем, что те организации, которые готовятся к предстоящей процедуре, ее пройдут. Но те, кто привык только собирать деньги с населения, покинут рынок», — отметил глава свердловской ГЖИ Алексей Россолов.
По его словам, новый закон четко определяет параметры, которым должны соответствовать управляющие компании, претендующие на получение лицензии. Это нахождение в юрисдикции Российской Федерации, отсутствие судимостей у руководства компании, наличие у директора организации свидетельства о сдаче квалификационного экзамена, а также полное раскрытие информации о компании.
«В настоящее время мы ведем мониторинг деятельности УК, выявляем нарушения, но стараемся не наказывать, а выдавать предписания об их устранении. Если же эти предписания на момент лицензирования не будут выполнены, компании и лицензирование не пройдут, и наказание за свои нарушения получат», — пояснил Алексей Россолов.
Представители управляющих компаний отмечают, что такая позиция ведомства может помочь им привести дела в порядок и избежать части проблем, связанных с лицензированием.
«В целом мы удовлетворены тем, как идет подготовка к принятию нового закона. Позиция сотрудничества, которую занимает Госжилинспекция, вполне конструктивна. Кроме того, в июне наша компания участвовала во всероссийском форуме «ЖКХ — новое качество», проходившем в Челябинске, где были сформулированы некоторые поправки к этому нормативному акту, в частности, коррективы в процедуру аттестации сотрудников УК и предложение о бессрочности лицензирования. Все эти поправки были учтены, то есть наше мнение было услышано. Теперь осталось ждать окончательного текста закона», — рассказали в пресс-службе УК «Стандарт».
Сама подготовка к лицензированию на сегодняшний день идет в обычном режиме взаимодействия управляющих организаций с надзорными ведомствами. По словам руководителя УК «Нижнеисетская», оказавшейся в «черном списке» ГЖИ, все предписания надзорного органа выполнимы, и к 1 сентября компания планирует полностью устранить выявленные нарушения. Также внесена ясность в требования к руководителям при сдаче квалификационного экзамена.
«Радует, что до абсурда закон не довели. Сначала нам выдавали для подготовки к квалификационному экзамену 328 вопросов, причем некоторые из них подразумевали 3-4 трактовки. Сейчас же у нас 80 вопросов с четкими вариантами ответов — как на ЕГЭ. Сдавать экзамен будет уполномоченное лицо, но остаются непонятные моменты: например, что будет с лицензией при переходе этого человека в другую компанию», — отметил Юрий Дулына.
Таким образом, большинство участников рынка сходятся во мнении, что принятие закона частично упорядочит рынок услуг ЖКХ, хотя каждая сторона видит в этом свои плюсы, зачастую взаимоисключающие. Окончательное понимание здесь даст только текст закона со всеми подзаконными актами в том виде, в каком он будет утвержден президентом.
Между тем часть экспертов по-прежнему придерживается мнения, что закон о лицензировании не решит основных проблем, имеющихся на сегодняшний день в сфере ЖКХ, и только добавит работы управляющим организациям.
«Изменить ситуацию в сфере ЖКХ сейчас можно только построив нормальный рынок, когда люди будут свободно выбирать управляющую компанию и менять ее на другую, если их что-то не устраивает. Сейчас же, несмотря на то, что право такое есть, реализовать его очень сложно. В отсутствие рыночных отношений все меры останутся бесполезными. Те же УК получат лицензии, а не получат — так купят, и будут работать, как раньше. Года через два все поймут, что «воевали с ветряными мельницами», а эффекта так и не получили», — пояснил директор по развитию УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин.