В Екатеринбурге прошел ежегодный бизнес-форум «Будущее города», где обсудили проблемы предпринимательского климата на территории Свердловской области. Участники мероприятия высказали свою точку зрения относительно разработки оптимальной схемы государственной поддержки (в первую очередь со стороны областных и муниципальных властей) малого и среднего бизнеса. Форум стал площадкой для полезного прямого общения руководителей частных компаний и представителей власти.
По словам президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина, роль небольших предприятий (с годовым объемом выручки до 3 млрд руб.) в структуре экономики Свердловской области относительно велика. Они действуют во множестве отраслей — от финансового сектора до производства, от строительства и логистики до сферы высоких технологий, от бизнес-услуг до ритейла. В отличие от крупного бизнеса, малый и средний наиболее болезненно реагирует на изменение внешней среды: к примеру, поправки в законодательстве, ограничение возможности доступа к широким финансовым ресурсам и т.д.
Заместитель председателя правительства Свердловской области Алексей Орлов рассказал, что в данной сфере работает около трети экономически активного населения региона: «С каждым годом мы фиксируем рост показателя выручки предприятий малого и среднего бизнеса. В прошлом году он составил 1,6 трлн руб. По сравнению с 2012 годом, рост составил более 4%. Однако потенциал увеличения этой цифры намного выше».
По словам чиновника, в области функционирует госпрограмма поддержки промышленности до 2020 года. «В ее рамках в 2014 году мы заложили около 680 млн руб. на поддержку предприятий (путем субсидирования процентных ставок по кредитам), которые реализуют инвестиционные проекты и осуществляют модернизацию. Для нашего региона деньги небольшие. Этого недостаточно для качественного прорыва в области малого и среднего бизнеса», — констатировал Алексей Орлов.
По его мнению, целесообразно внедрить меру предоставления трехлетних налоговых каникул (скорее всего, Минфин в ближайшее время передаст регионам полномочия ее реализовывать) для новых предприятий, которые будут производить инновационную продукцию. Применять этот вид поддержки необходимо не массово, а избирательно. Путем конкурсного отбора, рассказал Алексей Орлов.
«Городской бюджет тратит деньги на развитие бизнес-инфраструктуры, — сообщил заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию Александр Высокинский, — Кроме того, екатеринбургские власти реализуют программу развития предприятий малого и среднего бизнеса. Хочу отметить, что я категорически против того, чтобы чиновники осуществляли финансовую поддержку неконкурентоспособных фирм малого и среднего бизнеса. Расскажу историю из профессиональной практики. В 1990-х годах я работал в Центре содействия предпринимательства, где мы субсидировали некоторым компаниям процентные ставки по кредитам. Бывали случаи, когда бизнесмены открыто нас шантажировали, требовали пролонгировать льготные ставки, угрожая увольнением сотрудников».
Александр Высокинский считает, что для качественного прорыва в сфере малого и среднего бизнеса необходимо организовать курсы для начинающих предпринимателей, где часть оплаты за обучение вносили бы региональные власти, остальное — сами обучающиеся. Замглавы города также отметил, что является сторонником идеи введения налоговых каникул для новых предприятий и уменьшения количества проверок предпринимателей.
«Следует подключить бизнес к обсуждению проекта новой муниципальной реформы, — добавил заместитель главы Первоуральска по экономическому развитию и финансам Леонид Гункевич, — Кроме того, на мой взгляд, оценивать инвестиционную привлекательность региона необходимо не на областном, а на городском уровне.
На региональной и муниципальной ступенях необходимо создать инструменты, которые позволят бизнесу минимизировать затраты и выпускать качественный конкурентоспособный продукт, рассказал генеральный директор Российского агенства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.
«Следует осознавать, что российский малый и средний бизнес конкурирует с европейскими компаниями, которые имеют возможность брать кредиты под 1,5-2% и не сталкиваются с бюрократическим прессингом региональных и местных властей. Функционирующие программы (к примеру, субсидирование процентных ставок по кредитам) помощи уральских производителей — движение в правильном направлении. Но этого недостаточно. Необходимо резко увеличить объемы господдержки, которая обязательно должна быть адресной. В идеале помощь бизнесу должны оказывать не федеральные и региональные власти, а местные. Однако в данный момент у них нет денег для выполнения этой задачи.