Статьи
19.06.2014

Работа над ошибками: власти региона будут разбираться с низкой оценкой инвестпривлекательности

Работа над ошибками: власти региона будут разбираться с низкой оценкой инвестпривлекательностиГубернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил председателю правительства региона Денису Паслеру разобраться с причинами, по которым Средний Урал получил низкую оценку в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Кроме того, он считает, что нужно провести подобное исследование на уровне региона, так как, по его мнению, основным тормозом для инвестиционных проектов являются административные барьеры на муниципальном уровне.

Низкие позиции Свердловской области в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности, результаты которого были озвучены на Петербургском международном экономическом форуме, стали темой обсуждения на заседании президиума правительства региона.

Напомним, что по итогам исследования, в основе которого было мнение представителей бизнеса, Свердловская область заняла только 18-е место из 21 региона, которые участвовали в проекте. Положительную оценку Средний Урал получил только по одному из четырех направлений — инфраструктура и ресурсы. В этом блоке показателей, как отметил губернатор Евгений Куйвашев, регион продемонстрировал неплохие результаты по доступности земельных ресурсов, качеству и доступности финансовой поддержки инвесторов, а также по качеству территориального планирования и зонирования.

«Я считаю эту ситуацию недопустимой», — заявил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

При этом глава региона отметил, что результатом подобного положения дел является ситуация в муниципальных образованиях Свердловской области, где «глохнут и вязнут в административной трясине многие инвестиционные проекты». Впрочем, конкретных примеров он не привел.

Стоит отметить, что областные власти не в первый раз считают муниципалитеты виновными в так называемой «инвестиционной пассивности». При этом большинство городов Свердловской области являются дотационными территориями и практически полностью зависят от трансфертов из региональной казны.

Эксперты не раз указывали на то, что у правительства Свердловской области есть действенный рычаг для того, чтобы дать толчок для развития муниципальных образований — процент от НДФЛ, который остается в городской казне. В особенности это касается городов-доноров, таких как Екатеринбург, Нижний Тагил, Верхняя Пышма.

К примеру, в Новосибирске этот показатель составляет 40%, в Перми — 32% остается в распоряжении муниципалитетов. В Екатеринбурге же прямо противоположная ситуация: начиная с 2000 года норматив отчисления НДФЛ сократился с 60% до 18% в 2014 году. При этом город формирует товарооборот Свердловской области более чем на 70%.

По словам главы администрации Екатеринбурга Александра Якоба, в 2013 году на снижение инвестиционной активности и уровня предпринимательской уверенности оказали влияние не только негативные прогнозы развития экономики России в целом, а также ряд непродуманных решений областных властей. В частности, неопределенность ситуации с неразграниченными землями, непрекращающийся пересмотр планов развития инфраструктуры Екатеринбурга.

«2013 год стал наиболее показательным с точки зрения влияния зачастую популистских и не столь долгосрочных, как мы ожидали, решений областных властей», — считает глава администрации Екатеринбурга.

Впрочем, досталось от губернатора и членам правительства Свердловской области на примере процедуры регистрации предприятий, хотя эта функция входит в компетенцию федеральных органов власти. Однако, по мнению Евгения Куйвашева, тот факт, что на регистрацию фирмы на Среднем Урале нужно потратить 19 дней (а в других регионах этот показатель колеблется от 11 до 22 дней), говорит о неналаженном межведомственном взаимодействии.

Кроме того, он отметил, что за низкими позициями в рейтинге стоят просчеты и недостатки в работе по созданию институтов для бизнеса.

«Нам надо сформировать рабочую группу, рассмотреть все проблемные показатели и разработать «дорожные карты» кардинального улучшения ситуации. Целиком эту работу должен курировать лично председатель правительства области», — резюмировал Евгений Куйвашев.

Евгений Куйвашев также поручил областному правительству совместно с агентством стратегических инициатив (АСИ) проработать механизм составления подобного рейтинга по аналогичным методикам на региональном уровне.

Однако ситуация осложняется тем, что в данный момент в РФ началась реформа местного самоуправления, в рамках реализации которой власти Свердловской области заняли позицию по дроблению крупных городов на районы, которые получат статус муниципального образования. Каждый из них будет устанавливать свои ставки налогов, правила благоустройства и распоряжаться муниципальной собственностью. То есть поменяются «правила игры» для бизнеса. К примеру, в Дзержинском районе Нижнего Тагила они будут одни, а в Тагилстроевском — другие. Таким образом, говорить о каком-то едином показателе инвестиционной привлекательности конкретного города уже не приходится.

Стоит отметить, что еще до официального опубликования национального рейтинга президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин отмечал, что его результаты станут сигналом для самого региона, власти которого должны проанализировать ситуацию и исправить собственные ошибки.

«Бизнес вынесет оценку власти, а это, прямо скажем, не самое уютное чувство. Это повод для принятия кадровых решений», — заявлял президент Уральской торгово-промышленной палаты.

Будут ли сделаны подобные решения на уровне правительства Свердловской области, пока неизвестно. Однако показательно, что губернатор в своем выступлении заявил, что региональные ведомства должны перестать жить своими проблемами и ведомственными интересами.

«Главное сегодня — обеспечить работу на реальные результаты, работу в интересах региона, жителей региона, а не ради отчетов, пиар-акций и корпоративных мероприятий», — заявил Евгений Куйвашев.

Если учесть, что, по оценкам Минрегионразвития, Свердловская область в 2013 году заняла 53 место по уровню эффективности работы органов исполнительной власти и относится к категории регионов, чье положение не изменилось, то таких призывов явно недостаточно.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
18.06.2014 Правительству Свердловской области поручили разобраться в ситуации с низким положением региона в нацрейтинге

УрБК, Екатеринбург, 18.06.2014. Губернатор Евгений Куйвашев на заседании президиума правительства Свердловской области ...

11.06.2014 Доля частных инвестиций в Свердловской области в 2013 году сократилась до 45%

УрБК, Екатеринбург, 11.06.2014. По оценкам Минрегионразвития, Свердловская область в 2013 году заняла 53 место по ...

29.05.2014 Свердловские власти обсудят низкие результаты рейтинга инвестиционной привлекательности региона

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2014. Губернатор Свердловской области Евгений Куйваев проведет в следующий понедельник ...

22.04.2014 Оценка от бизнеса: Свердловская область рискует стать «середнячком» в инвестиционном рейтинге

Свердловская область рискует стать «середнячком» в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов ...

07.02.2012 Первые итоги формирования рейтинга инвестиционной привлекательности городов Свердловской области будут подведены в марте 2012 года

УрБК, Екатеринбург, 07.02.2012. В целях диверсификации географии инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности ...