16.06.2014

Рецепт от бед: банки хотят закредитовать муниципалитеты

Банк ВТБ и Россельхозбанк совместно с НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» за круглым столом «Госдарственно-частное партнерство как инструмент решения инфраструктурных проблем» предложили администрациям муниципальных образований Свердловской области взять кредиты на развитие инфраструктуры. Они заявили, что это единственный способ для региона сделать его привлекательным для инвесторов. По их мнению, банкам это тоже очень выгодно, так как кредитовать государственные структуры дешевле, чем частные. Однако главы администраций не согласились с предложенной им идеей. По их мнению, она противоречит закону и экономически не оправдана.

По сути, банки предлагают администрациям муниципалитетов взять в кредит любую сумму на развитие инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, очистных сооружений, школ, больниц и детских садов. Они признают, что все это региону просто необходимо и готовы профинансировать данные проекты. Однако, по их мнению, контракт выгоднее заключить не с подрядчиком, а именно с администрациями городов, так как это дешевле и безопаснее.

«Ввиду сложившейся ситуации в стране, кредитовать нужно не подрядчиков: разорившихся МУПов огромное количество. Кредитовать нужно администрации городов — они не разоряются. Тем более, что банкам дешевле выдать кредит государственной организации, а не коммерческой», — пояснил ситуацию эксперт НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» Дмитрий Боярских.

Заместитель председателя Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП, председатель общественного совета при РЭК Свердловской области Владимир Семенов заявил, что ситуация у муниципалитетов безвыходная: на них взвалили обязанность содержания и развития инфраструктуры области, а средств на это не выделили. При этом он подчеркнул, что проблемы региона требуют масштабных вложений, но ни один инвестор на это не пойдет, пока в регионах не будет достаточно развита инфраструктура.

Его коллега, представитель региональной энергетической комиссии Свердловской области Александр Соболев, подтвердил это.

«Одними из главных источников развития инфраструктуры области являются тарифы и бюджет. Однако бюджетные средства сокращаются год от года, а на тарифы с 1 июля 2014 года вводятся предельные индексы, то есть тарифы будут фиксированные. Правда, есть те, которые государство разрешает регулировать на уровне муниципалитетов, но все равно в таких условиях изыскать необходимые средства практически невозможно», — заявил он.

В этой ситуации главам муниципалитетов было предложено прибегнуть к помощи банков. Финансовый директор НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» Рустам Сулейманов подчеркнул, что банковское кредитование на сегодняшний день — единственный механизм решения инфраструктурной проблемы регионов.

«Не ждите помощи от Корпорации развития Среднего Урала — это политический, а не экономический инструмент, то есть финансовой поддержки от него не будет. Вы должны действовать самостоятельно. Используйте финансовые возможности банков», — заявил он.

Главы администраций отнеслись к этим заявлениям с недоверием. Они отметили, что жест доброй воли коммерческих банков не является бескорыстным, за их услуги придется платить, а денег в муниципалитетах нет. Они отметили, что не против улучшения инфраструктуры, но начать строительство именно сейчас им не представляется возможным. Главы администраций также подчеркнули, что поддерживают идею государственно-частного партнерства, но не в таком виде, в каком ее предлагают банки.

Однако эксперты за круглым столом и представители банков продолжили настаивать на том, что решать проблемы нужно здесь и сейчас и только таким способом.

«Мы тиражируем псевдо ГЧП. Да, это не то партнерство, о котором говорит правительство, но с нашей помощью вы сможете построить поликлинику, школу, детский сад. В отличие от государства мы предложим вам такую сумму, какую вам потребуется: от 100 млн до 100 млрд. Но вы должны начать строить сегодня, так как со временем все дорожает, и потом это будет сложнее. Мы также ставим для вас одно из условий — банк должен быть знаком с подрядной строительной организацией, так как нам нужна гарантия ее рентабельности», — рассказала управляющая филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге Наталья Аламасова.

На это предложение главы муниципалитетов ответили, что ФЗ-44 никто не отменял, и провести по конкурсу «нужного» застройщика будет практически невозможно. К тому же, по их мнению, проценты, которые банки требуют за свои услуги, экономически себя не оправдают.

«В данном случае вы неправильно понимаете ситуацию. Банк не будет выступать для вас инвестором — это не наша задача. Банк — это инструмент, который решит ваши проблемы. Да, у нас высокие ставки, но они напрямую зависят от наших рисков», — поддержал коллегу директор свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Александр Парамонов.

В целом можно сказать, что обсуждения за круглым столом на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент решения инфраструктурных проблем» свелись к настойчивым заверениям глав муниципалитетов в том, что псевдо ГЧП, которое предлагают им банки «ВТБ» и «Россельхозбанк» — это их единственная возможность распутать узел инфраструктурных проблем.

Представители НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» заявили, что готовы рассмотреть 10-15 проектов уже сейчас, а также предоставить специалистов для проработки проектов. Представители банков подтвердили, что им важно, чтобы проект был грамотным — это снижает риски», — отметил исполнительный директор НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» Юрий Гуськов.

По мнению заместителя генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, предлагая свои услуги муниципалитетам, банки просто расширяют круг потенциальных заемщиков, стараясь сохранить свои позиции на рынке.

«В принципе, кредитование муниципалитетов достаточно распространенное явление в России. Банки как могут, так себя и проявляют на этой ниве. Они имеют право привлекать к работе аффилированные лица, ведь каждый банк входит в ту или иную финансово-промышленную группу, так что с ФЗ-44 проблем возникнуть не должно. С одной стороны, намерения банков вложить средства в наши муниципалитеты кажутся благими, так как регионы зачастую лишены возможности выбора инструментов финансирования, однако, с другой стороны, относительно их инициативы пока больше вопросов, чем ответов», — заключил Дмитрий Земеров.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
19.06.2014 ЦБ: ставка по кредитам на инвестпроекты может составить для конечных заемщиков 8,5%

УрБК, Москва, 19.06.2014. Стоимость финансирования по программе предоставления ликвидности ЦБ под инвестпроекты может ...

11.06.2014 Рецепт от безысходности: банк ВТБ и Россельхозбанк решили закредитовать муниципалитеты

Банк ВТБ и Россельхозбанк совместно с НП «Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов» предложили администрациям ...

12.07.2013 Правительство Свердловской области готово вкладывать бюджетные средства в строительство инженерной инфраструктуры муниципалитетов

УрБК, Екатеринбург, 12.07.2013. Правительство Свердловской области готово вкладывать бюджетные средства в строительство ...

12.04.2010 Губернатор Челябинской области Петр Сумин и постоянный представитель программы развития ООН в России Фроде Мауринг подпишут меморандум о сотрудничестве

УрБК, Челябинск, 12.04.2010. 13 апреля губернатор Челябинской области Петр Сумин и постоянный представитель программы ...

20.02.2009 Заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин: У малых и средних банков сейчас нет возможности предоставлять кредиты под низкие проценты

УрБК, Екатеринбург, 20.02.2009. «На сегодняшний день условия кредитования для заемщиков, особенно для малого и среднего ...