Без результата: новые технологии не принесли операторам ожидаемой прибыли
Взрывной рост передачи данных с помощью мобильного интернета в результате модернизации инфраструктуры сотовой связи на Урале не привел к такому же росту выручки. Сейчас операторы пытаются найти более успешные способы монетизации. При этом эксперты отмечают, что мобильный интернет остается наиболее быстрорастущим сегментом бизнеса, и развивать его необходимо, поскольку около 30% всех абонентов готовы платить больше, чтобы иметь не такую большую, но гарантированную скорость.
В IV квартале 2013 года трафик мобильного интернета вырос на 70% по сравнению с IV кварталом 2012 года, тогда как голосовой трафик почти не увеличивается, говорит ведущий эксперт компании Ericsson Россия Татьяна Ледовская. К концу года проникновение смартфонов в России достигнет около 45%. Сейчас в стране насчитывается около 2 млн LTE-подключений. Основной технологией передачи данных пока остается 3G, однако уже через 6 лет LTE займет его место, отмечает аналитик.
Такой бурный рост продаж гаджетов побуждает операторов вкладывать огромные средства в развитие инфраструктуры, позволяющей передавать данные быстрее. Пока члены «большой тройки» в России примерно 83% данных передают на скорости 1 мб/сек., еще около 7% трафика передается на скорости 0,1 мб/сек., и остальное — на скорости 10 мб/сек., привел данные технический директор Ericsson Россия Артем Кузнецов.
По данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily, средняя скорость 3G-интернета в России составляет от 2,7 до 3,5 мб/сек. Однако локальные проблемы есть практически в каждом городе, также остается нерешенной проблема с мобильным широкополосным доступом между городами. В Екатеринбурге скорость мобильного интернета у всех операторов на 15-20% выше среднероссийского показателя, сказал генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.
Уральские операторы отмечают взрывной рост трафика, который произошел в последнее время. Однако он не привел к такому же росту выручки.
«За последние полгода пропускные способности значительно выросли, по трафику мы наблюдаем рост 129% в первом квартале. Но доходы растут непропорционально. Это одна из самых больших проблем, которую мы сейчас видим», — говорит директор Уральского региона компании «Вымпелком» Владимир Шилин. Вопрос монетизации трафика остается ключевым, отмечает он, поскольку сейчас окупаемость вложений в инфраструктуру LTE составляет порядка 5-6 лет.
По словам директора по инфраструктуре уральского филиала компании «МегаФон» Антона Щербакова, сейчас приходится иметь дело с новыми вызовами.
«Все продвинутые люди прекрасно понимают, что монетизация трафика сетей оператора означает, что абоненты будут тратить больше денег. Наполняя сеть устройствами, которые мы продаем через свои каналы, важно, чтобы на них были предустановлены приложения, связанные с Сетью. Если говорить про «МегаФон», то у нас, например, есть заместитель Skype — «Мультифон», — говорит Антон Щербаков.
Сейчас необходимо развиваться не только экстенсивно, наполняя оборудованием инфраструктурную сеть. «Задача оператора — не вкладывать средства, чтобы потом отбивать их на абоненте, а более оптимально использовать ту инфраструктуру, которая уже выстроена. Соответственно, на этом максимальная монетизация и появляется», — считает эксперт.
2014 год пока остается пробным для LTE, основная ставка будет сделана на следующие два года, отмечает технический директор «МТС-Урал» Константин Сергеев. По его словам, традиционные услуги в последнее время практически не растут, но и не падают, поэтому необходимо решать не вопрос борьбы с конкурентными сервисами вроде WhatsApp, а использовать преимущества, которые дают новые сети.
«Клиент, который потребляет услуги передачи данных, генерирует приблизительно на 30% выручки больше, чем обычный голосовой абонент. Не все клиенты используют услуги передачи данных, и основное, чем мы занимаемся — это их стимулирование», — говорит Константин Сергеев.
Около 30% владельцев смартфонов в России готовы платить за гарантированную скорость, говорит Татьяна Ледовская, поэтому улучшать работу сетей необходимо, тем более что сейчас трендом становится передача даже не фотографий, а видео, и через некоторое время на видеоконтент будет приходиться существенная часть всего трафика.
Как отмечают участники конференции, большинству абонентов важнее везде иметь гарантированную скорость мобильного интернета в 2-3 мегабита, нежели значительно большие скорости, но далеко не везде. Однако что-то гарантировать в России с ее огромными площадями достаточно трудно, отмечают эксперты.