Сегодня на заводе «Уральские локомотивы», совместном предприятии немецкого концерна Siemens AG и Группы Синара, был презентован первый российский электропоезд «Ласточка». Его особенностью является преобладание отечественных комплектующих — сейчас степень локализации достигает 62%. В этом году будет выпущено 9 поездов, а в следующем — уже 33. Основным покупателем сейчас выступает ОАО «РЖД», но также планируется поставлять электропоезда и в другие страны СНГ.
Общая фотография руководителей Свердловской области, представителей Siemens AG, Группы Синара и РЖДК выпуску первой «Ласточки» «Уральские локомотивы» приступили в мае 2013 года. Разработанный скоростной электропоезд немного отличается от тех экземпляров, которые концерн Siemens разработал для Олимпиады в Сочи. Представленный сегодня поезд рассчитан на больший пассажиропоток и предназначен для эксплуатации в крупных городах на магистралях с постоянным током. 6 июня он отправится на сертификацию, которая займет до 1 года и трех месяцев, однако на предприятии рассчитывают закончить с ней в первом квартале 2015 года.
Первые плановые поставки электропоездов «Ласточка» запланированы на март следующего года — это 33 поезда, которые, скорее всего, будут эксплуатироваться на Московской железной дороге.
«Сегодня мы работаем по тем контрактам, которые заключены с нашим основным покупателем — РЖД. Все производство поездов, которое вы видите, работает до 2020 года на выполнение этого грандиозного контракта, который мы подписали в 2011 году: 1 200 вагонов и 245 вагонных поездов. Первый поезд, который показывали сегодня, это городской экспресс, который предположительно будет использоваться на московской железной дороге», — сказал председатель совета директоров Группы Синара Дмитрий Пумпянский.
В дальнейших планах развития — использование этих поездов на внутрирегиональных перевозках с оборотом до 200 км и на межрегиональных — до 600 км, отметил Дмитрий Пумпянский. Есть также идея использовать их как спальный экспресс на расстоянии до 2 000 км — технические и качественные характеристики поезда позволяют это сделать. В этом году будет выпущено 9 поездов, в следующем — 33, на максимум в 50 поездов предприятие выйдет в 2017-2018 году. Весь контракт будет выполнен до 2020 года.
Параллельно идет работа с другими заказчиками — всеми странами СНГ, также будут идти переговоры с пригородными компаниями, ответственными за внутрирегиональные перевозки.
На втором участке завода работает программа бережливого производстваОсобенностью электропоездов является их высокая надежность. На Олимпиаде в Сочи «Ласточки» перевезли 4,6 млн пассажиров, наработав 50 тыс. часов безотказной эксплуатации, заявил старший вице-президент по инновационному развитию РЖД Валентин Гапанович.
«Обычные поезда необходимо ставить на техническое обслуживание раз в 7 суток, а «Ласточки» — раз в 56 суток. Поэтому их эксплуатация намного дешевле. Они дорогие в начале, но дешевле потом, и операторы поездов убедились в этом», — заявил он.
Планируется, что в 2017 году уровень локализации производства достигнет 80%, утверждает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Сейчас поставками комплектующих электропоезда занимаются 100 российских предприятий, 20 из которых расположены в Уральском федеральном округе.
Дальнейшая эксплуатация скоростных электропоездов во многом будет зависеть от регионов и от пригородных компаний, которые должны найти такие возможности, сказал вице-президент РЖД. По его словам, использование «Ласточек» уже обсуждали с руководителями Алтайского края.
Обработка металлических комплектующихОднако текущие внешнеполитические сложности определенным образом влияют на бизнес немецкой компании в России, признал генеральный директор дивизиона «Рельсовой системы» Siemens AG Йохен Айкхольт. Тем не менее все текущие контракты выполняются, подчеркнул он. Валентин Гапанович также добавил, что сегодня с концерном достигнута договоренность о передаче алгоритмов программного обеспечения и исходных кодов «Уральским локомотивам». По его словам, это происходит впервые в мире.
Сегодня на предприятии в Верхней Пышме работает 3 700 человек, в том числе 200 конструкторов, причем большую часть составляет молодежь в возрасте до 35 лет, говорит генеральный директоров «Уральских локомотивов» Александр Салтаев.