Минус один: Екатеринбург может лишиться дилера Jaguar и Land Rover
Один из двух дилеров автомобилей Jaguar и Land Rover в Екатеринбурге — автоцентр «Краснолесье» — вскоре может быть лишен статуса официального представителя брендов. Такие переговоры уже идут. По некоторым сведениям, причиной лишения партнерского статуса стало несоблюдение дилерских стандартов престижных британских марок. В случае лишения автосалона прав дилера в Свердловской области останется всего один дистрибьютор марок — автосалон «Британия». Его специалисты прогнозируют существенный рост нагрузки на сервис.
О том, что автосалон «Краснолесье» лишен права представлять марки Jaguar и Land Rover в Екатеринбурге, сообщили накануне местные СМИ. В самом автоцентре заявили, что у них никто не отзывал права торговли этими марками, однако не уточнили, сохранится ли ситуация в будущем.
«Что значит отзыв? Никто ничего не отзывал. Мы на данный момент продаем и обслуживаем и Volvo, и Jaguar, и Land Rover», — заявил человек, представившийся руководителем, но отказавшийся назвать имя. На уточняющий вопрос, продолжит ли автоцентр представлять марки, он повторил «Мы на данный момент это делаем».
В ООО «Ягуар Лэнд Ровер», официальном представительстве обоих брендов в России, подтвердили, что переговоры о прекращении отношений действительно идут, но делать какие-то выводы преждевременно.
«Действительно, ведутся переговоры о прекращении партнерских отношений с дилером в Екатеринбурге («Краснолесье»). Но на данный момент дилер работает в штатном режиме и все обязательства перед клиентами выполняет. Как только появится новая информация, мы обязательно выпустим официальное сообщение», — сказала PR-менеджер ООО «Ягуар Лэнд Ровер» Дарья Головина. Причины, по которым идут переговоры о прекращении отношений, в компании не пояснили.
У автоцентра, впрочем, остается определенный запас автомобилей, которые никто не может отобрать. То есть, по всей видимости, пока этот склад есть, салон еще неопределенное время продолжит свою работу.
Наблюдатели называют несколько возможных причин отзыва дилерского договора. Одна из них — падение объемов продаж. Jaguar и Land Rover не входят в число самых популярных автомобильных брендов в Екатеринбурге. Так, по данным агентства Auto-Dealer-Екатеринбург, в апреле 2014 года в городе было продано три автомобиля Jaguar, а всего за январь-апрель текущего года — 13 автомобилей. Продажи Land Rover в апреле 2014 года составили 34 автомобиля, а целом за первые 4 месяца 2014 года было продано 150 машин. По количеству проданных автомобилей марки занимают 42-е и 30-е места соответственно.
Причем такая ситуация характерна не только для Екатеринбурга, но и для России в целом. На протяжении последнего года авторынок в стране переживает сложные времена. Общие объемы продаж сокращаются у большинства автомобильных брендов. Но именно Jaguar оказался в числе лидеров падения: в среднем по стране его продажи упали на 36%. Возможно, это заставило британские бренды, принадлежащие сейчас индийскому автоконцерну «Тата», сократить свое присутствие в Екатеринбурге.
Другая возможная причина прекращения дилерского договора — неисполнение местным автоцентром строгих требований компании-производителя. Эту версию подтверждает и близкий к центру «Краснолесье» источник. По его словам, автосалон может быть лишен права представлять марку за несоблюдение дилерских стандартов.
«Насколько я представляю, и у Jaguar, и у Land Rover есть масса стандартов в отношении развития, отдела продаж, маркетинга. Насколько мы могли наблюдать, стандарты действительно по многим пунктам не соблюдались, и в связи с этим «Ягуар Лэнд Ровер» был просто вынужден отозвать эту лицензию, поскольку они очень сильно ратуют за их исполнение. Бренды все-таки очень весомые, и дилеры должны строго соблюдать то, что им предписано», — говорит собеседник.
По словам источника, стандарты «Ягуар и Лэнд Ровер» подразумевают прохождение годового аудита, который проводит сторонняя организация. Чек-лист содержит порядка 200-300 пунктов, начиная от того, как устроен отдел продаж, и заканчивая тем, есть ли табличка для инвалидов на парковке. Необходим определенный процент подтверждений, чтобы продолжать существовать как дилер. «Видимо, у них было мало», — отметил наш информатор.
В то же время следует отметить, что отзыв прав на бренды Jaguar и Land Rover у екатеринбургских дилеров уже становится определенной тенденцией. Московское представительство компании уже второй раз сначала создает на местном рынке конкуренцию между двумя дилерами, а потом «зачищает» рынок.
Напомним, что первым дилером этих марок в Екатеринбурге была компания «Автоленд». Впоследствии московское представительство ООО «Ягуар Лэнд Ровер» приняло решение о создании второго дилера, которым стало «Краснолесье», когда между двумя компаниями разгорелась нешуточная конкуренция, московский офис принял решение отозвать лицензию у «Автоленда», что стало одной из причин банкротства автодилера.
Сейчас ситуация повторяется. После нескольких лет монопольного положения «Краснолесья» у него появился конкурент — автоцентр «Британия», который стал дублирующим дилером ООО «Ягуар Ленд Ровер». А уже в ближайшем будущем может оказаться и единственным.
В этом случае компанию может ждать кратковременный взлет продаж (как это было у самого «Краснолесья» 5 лет назад). Потом же ей самой придется отвечать многочисленным и сложным требованиям автокомпаний. И, пожалуй, самым сложным здесь может оказаться своевременное предоставление сервисных и ремонтных услуг. Известно, что автомобили британских марок дороги в обслуживании и часто посещают ремонтные мастерские. Очереди на обслуживание в «Краснолесье» уже успели стать причиной возмущения многих екатеринбургских владельцев Jaguar и Land Rover. Теперь, когда все они перейдут «по наследству» новому единственному дилеру, они могут полностью парализовать работу его сервисных центров и мастерских. Как это отразится на владельцах автомобилей британских марок в Екатеринбурге и области, остается только догадываться.
И не исключено, что через определенное время ситуация повторится, и уже третий дилер Jaguar и Land Rover в Екатеринбурге не сможет справиться с многочисленными требованиями автоконцерна и вынужден будет уступить свое место на рынке. В этом случае можно будет говорить о своеобразной закономерности.