Телеканал «Соль», который транслировался на девяти мультимедийных экранах, установленных на улицах Екатеринбурга, заявил о прекращении работы. Этот факт, по сути, можно считать победой администрации Екатеринбурга в борьбе с незаконными рекламными конструкциями. Дело в том, что экраны «Соли» были установлены владельцем самовольно, а не на конкурсной основе, как положено по закону. Также доказано, что они смонтированы с нарушением ГОСТов.
Напомним, что мультимедийные экраны, транслирующие телеканал «Соль», появились в Екатеринбурге осенью 2013 года. По некоторым данным, у истоков этого проекта стоял бывший замглавы администрации губернатора Алексей Багаряков. Собственником девяти экранов, на которых идет трансляция канала, является ООО «Медиа Город». Подтверждений того, что Багаряков является владельцем данного бизнеса, нет. Предположительно общий объем инвестиций мог составить около 140 млн руб. Сейчас директором по развитию «Соли» является экс-подчиненный Алексея Багарякова Никита Куценко.
Сегодня администрация канала заявила о его ликвидации. Соответствующее объявление было сделано с оставшихся восьми мультимедийных экранов ООО «Медиа Город» в 13 часов дня.
«После долгих раздумий собственники ТВ «Соль» приняли непростое для себя решение — ликвидировать проект в Екатеринбурге и сосредоточить внимание на столичном рынке, а также других городах-миллиониках», — говорится в сообщении.
Необходимо отметить, что сразу после появления данных конструкций на улицах города администрация Екатеринбурга заявила, что они установлены без согласования с муниципалитетом, а, следовательно, являются незаконными.
«Рекламные компании, чтобы работать на законных основаниях, должны выйти на конкурс. «Соль» решила пойти в обход нормативных актов. Они приехали и поставили свои экраны», — пояснил пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков.
По его словам, самовольные действия ООО «Медиа Город», которое выпускает «Соль», не дают развернуться другим участникам рекламного рынка, которые хотят вести свой бизнес в рамках правового поля.
Стоит отметить, что одна рекламная растяжка приносит ее владельцу 100 тыс. в месяц. Яркая телевизионная реклама дает еще больший доход, налоги с которого уходят мимо урезанного городского бюджета. Кроме этого, штрафы за такую рекламу в городе относительно небольшие. Нарушителям выгодно их платить и при этом сохранять свой бизнес.
Осенью 2012 года администрация начала борьбу с такими конструкциями. Одновременно с этим была проведена проверка всех рекламных сооружений, включая те видеоэкраны, на которых транслировалась «Соль».
Однако в ООО «Медиа Город» активную борьбу городских властей с незаконной рекламой восприняли как гонения на телеканал. Исполняющий обязанности директора по развитию «Соли» Никита Куценко заявил, что видеоэкраны следует воспринимать как телевизионную конструкцию, а не рекламную.
«ТВ «Соль» — это не рекламная компания. ТВ «Соль» — это интерактивный канал распространения важной для жителей города информации городского, областного и мирового масштаба. ТВ «Соль» испытывает огромное давление со стороны большого количества контролирующих органов... Более того, мы отчетливо видим, что подобное давление оказывается только на ТВ «Соль», остальные участники рекламного рынка работают совершенно спокойно, не имея ни правил игры, ни законных мест для размещения рекламы», — говорится в сообщении, которое сегодня появилось на сайте «Медиа Город».
Однако у администрации на этот счет свое мнение: «Соли», как и любому СМИ, рано или поздно все равно придется выходить на самоокупаемость. По мнению Дениса Сухорукова, финансовую прибыль телеканал сможет приобрести только посредством рекламы.
Кроме администрации нелегитимность установки экранов признала и прокуратура. В частности, претензии у правоохранительных органов появились к экрану на улице Челюскинцев. По мнению специалистов, данная конструкция установлена с нарушением требований государственных стандартов к размещению наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений.
Так, согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до пешеходного перехода или пересечения дорог в населенных пунктах должно быть не менее 50 м. Однако указанная конструкция размещена на расстоянии 2,5 м. до пересечения автодорог. Расстояние от средств наружной рекламы до бордюрного камня в населенных пунктах должно быть не менее 5 м., указанная рекламная конструкция размещена на расстоянии 0,5 м.
1 апреля 2014 года ООО «Медиа Город» по решению Арбитражного суда Свердловской области было привлечено к ответственности по статье 14.37 КоАП РФ («Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию») за незаконное размещение видеоэкрана по адресу: улица Челюскинцев — переулок Невьянский. По решению суда компания была оштрафована на 500 тыс. руб.
Как выяснилось, остальные 8 экранов также были смонтированы с грубыми нарушениями ГОСТов. Поэтому и администрация города, и прокуратура настаивали на том, чтобы они все были удалены с улиц Екатеринбурга. Претензии к экранам были и у горожан, которые обращались в ГИБДД с жалобами на их чрезмерную яркость. Особенно много жалоб было по поводу экрана на перекрестке улиц Малышева — Восточная.
«Перекресток перегружен рекламой, и тут еще световое пятно. С моей точки зрения, есть опасность в ослеплении водителей, что я испытывал на себе. Замеры тут делать бессмысленно, потому что сама конструкция расположена здесь незаконно», — заявил ранее одни из сотрудников ГИБДД, старший лейтенант Артем Пискунов.
В апреле этого года один из экранов, тот, который находился на перекрестке улиц Ленина — Вайнера, был снят. После вышеописанных перипетий с представителями власти администрация «Соли» решила уйти с рынка. Причин такого поступка в компании не объясняют, однако уверяют, что выполнят все свои обязательства перед партнерами. О чем именно идет речь, не уточняется. Можно только предполагать, вернутся или нет потраченные на этот проект 140 млн руб.
«Мы сожалеем, что ситуация развивается таким образом, и гарантируем нашим партнерам полное выполнение всех взятых на себя обязательств, только после этого собственники приступят к ликвидации компании и демонтажу всех телевизионных конструкций», — говорится в сообщении на канале «Соль».
Таким образом, «Соли» не удалось закрепиться на незаконно захваченных площадках. Однако администрации города предстоит продолжить борьбу с другими нелегальными участниками рынка наружной рекламы Екатеринбурга. Тем не менее эта история должна стать показательной для остальных игроков рынка.