Администрация Екатеринбурга в очередной раз пытается сдвинуть с мертвой точки проблему с автотранспортными предприятиями, которые нелегально работают на рынке пассажирских перевозок. Специалисты отмечают, что ситуацию можно разрешить только совместными усилиями с Госавтоинспекцией и судебными приставами, однако есть юридические тонкости, которыми владельцы нелегальных маршруток с успехом пользуются.
В Екатеринбурге сотрудники муниципальной транспортной инспекции за четыре месяца 2014 года провели более 40 рейдов по выявлению незаконной коммерческой деятельности на рынке общественных пассажирских перевозок.
«В каждом случае в отношении автопиратов составлялись протоколы, на основании которых административные комиссии районных администраций оштрафовали нелегальных перевозчиков на общую сумму в 1 млн 236 тыс. руб. Однако эти деньги до сих пор с нарушителей не взысканы, так как счета штрафуемых транспортных компаний пусты, а сами предприятия постоянно перерегистрируются и продолжают свою деятельность уже в качестве другого юридического лица и под другим названием», — сообщает пресс-служба администрации Екатеринбурга.
Схема и принципы деятельности «черных» автопервозчиков достаточно стандартны. Ежедневно они выводят на улицы города свои автобусы и маршрутные такси на самые привлекательные с точки зрения пассажиропотоков линии, маскируясь под официальных перевозчиков. При этом они не выдерживают никакого расписания движения и перехватывают клиентов у своих законных конкурентов, опережая и подрезая их автобусы. В результате «пираты» увозят с остановок большинство пассажиров, способных рассчитаться наличными средствами, а на долю законопослушных операторов остается лишь перевозка воздуха и обладателей «Екарт».
На сегодняшний день в незаконной перевозке пассажиров в столице Урала уличены три коммерческих оператора: ООО «Профиль» — маршрут № 055 (железнодорожный вокзал — поселок Совхозный), ООО «Вертикаль-СТ» — маршрут № 050 (площадь Кирова — пивзавод «Патра») и ООО «Авто экспресс» — маршрут № 022 (площадь Кирова — Зоологическая).
Все эти фирмы, несмотря на наличие лицензии на право пассажирских перевозок, не имеют соответствующих договоров с муниципалитетом и перевозят пассажиров на свой страх и риск, подвергая их жизни опасности. Более того, в настоящее время в транспортной схеме Екатеринбурга такие маршруты, как № 022, 050 и 055 вообще отсутствуют, так как они благополучно перекрываются другими официально действующими муниципальными и коммерческими маршрутами. Торги по ним в администрации города не проводились, а значит, и автобусов с вышеперечисленными номерами быть не должно.
Отметим, что в 2013 году в «черном списке» администрации города значились четыре компании: ИП «Панюгин С.А.» на маршруте № 050, ООО «Профиль» на маршруте № 055, ООО «Управляющая компания «Инноватика», чей транспорт перевозит людей по маршруту № 38, и ООО «Екатеринбургское автобусное предприятие», занявшее направление № 022.
В обновленном списке осталось только ООО «Профиль», у которого есть договор с администрацией города от 2009 года, однако он не пролонгирован. В компании отмечают, что администрация Екатеринбурга не хочет включать их в реестр перевозчиков.
Месторасположение остальных автотранспортных предприятий в Екатеринбурге найти просто не представляется возможным. Так, ООО «Авто экспресс», согласно открытым источникам, базируется по улице Авиаторов, 12. Однако сервис «2ГИС» по заданному адресу контактов фирмы не выдает.
ООО «Вертикаль-СТ» также найти не представляется возможным. Его пытались разыскать возмущенные горожане, недовольные поведением водителей, однако сотовый телефон, указанный в открытых источниках, принадлежит бывшему владельцу, который фирму продал.
«Ехала на 050 маршруте (не путать с 50). Водитель, кроме матерных слов, по-русски не говорит, правил не знает, в салоне курит, на замечания реагирует неадекватно, одним словом — кошмар. В официальном списке зарегистрированных маршрутов 050 маршрута нет. То есть эти перцы ездят и возят пассажиров нелегально, никаких разрешений на работу на маршруте у них нет. Поэтому, кстати, они и не принимают «Екарты», — написала на одном из интернет-форумов жительница Екатеринбурга.
«Для кардинального решения данной проблемы руководство Екатеринбурга намерено обсудить меры борьбы с автопиратами на городском совете общественной безопасности. На его заседание будут приглашены представители ГИБДД Свердловской области, Гостехнадзора, службы судебных приставов и других силовых ведомств. Объединив усилия всех этих компетентных силовых органов, администрация города рассчитывает не только выдавить автопиратов с городских улиц, но и примерно наказать их финансово и имущественно за противоправную деятельность», — отмечают в пресс-службе администрации города.
В свою очередь, в УГИБДД по Свердловской области отмечают, что с 2012 года наблюдается рост количества ДТП в Екатеринбурге именно на коммерческом общественном транспорте, где до 80% водителей являются трудовыми мигрантами.
В последней декаде апреля сотрудники ГИБДД проверили 2,5 тыс. единиц автобусов и выявили 253 нарушения в деятельности иностранных водителей. В том числе 82 из них касались технического состояния транспорта, 82 — использования ремней безопасности и 66 — превышения скоростного режима. При этом по 30 фактам в Федеральную миграционную службу были направлены документы на ограничение пребывания иностранных лиц на территории РФ.
Говоря о нелегальных пассажирских перевозках, в пресс-службе областной Госавтоинспекции пояснили, что принимают участие только в согласовании маршрутов.
«Перевозчик предоставляет нам схему на согласование, в которой отмечены аварийные участки, а после этого уже маршрут утверждается в администрации города», — сообщили в пресс-службе.
Таким образом, фактически нелегальные перевозчики получают согласование в ГИБДД, а в администрацию уже просто не обращаются и продолжают действовать самовольно, подвергая риску пассажиров. При этом участники рынка отмечают, что ежедневный оборот одного маршрутного такси составляет от 8 до 9 тыс. руб. Легальные коммерческие перевозчики, а также муниципальные транспортные предприятия, часть этих средств направляют на зарплаты водителей, горючее и амортизацию транспортного средства.
Нелегальные же перевозчики, судя по тому, в каком состоянии находится транспорт на самопровозглашенных маршрутах, большую часть выручки кладут себе в карман. И налоги в казну Екатеринбурга вряд ли перечисляют.