По итогам 2014 года просроченная задолженность по автокредитам может вырасти на 16%
УрБК, Москва, 10.04.2014. Несмотря на падение объема продаж автомобилей в России (по итогам прошлого года российский рынок вышел на уровень 2,6 млн новых легковых автомобилей, что на 5,4% меньше 2012 года), доля кредитных автомобилей продолжает расти. В 2012 году в кредит были оформлены 33,6% автомобилей, в 2013 году — 45,8%, в 2014 году ожидается 60%. Отчасти росту спроса на кредитование в данном сегменте в прошлом году также послужила государственная программа субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей. Об этом говорится в сообщении коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшен».
Одновременно с ростом доли кредитных автомобилей увеличивается и объем просроченной задолженности — по итогам 1 квартала 2013 года он достиг 47,6 млрд руб., что на 30% больше аналогичного показателя прошлого года. На сегодня объем просрочки составляет более 10% от совокупного общего кредитного портфеля.
По мнению агентства, в 2014 году просроченная задолженность продолжит свой рост, однако он будет не столь активный, как в прошлые годы, что связано с общим снижением продаж новых автомобилей, с действиями кредиторов, направленными на минимизирование просрочки. Таким образом, по итогам 2014 года данный показатель может составить 53,2 млрд руб. (рост 16,1%).
Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%), ростом безработицы (5,2% против 4,9% в 2012 году). Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста закредитованности населения (средний показатель по стране составляет 1,3-1,4 кредита на должника, максимальный — 17 просроченных кредитов разным банкам). Выросла и доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, а также увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%).
Как отмечают в агентстве, сейчас банки, обеспокоенные своими финансовыми показателями, кредиты на покупку автомобиля в 2014 году будут давать более осторожно, оценивая заемщика и свои риски. Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 14% (или 28 млрд руб. в абсолютном выражении), в 2012 году данный показатель был на уровне 10%, в 2011 — 4,4%, в 2010 — 2,1%, 2009 — 1,2%.
Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край.
Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году — 374,6 тыс. руб., в 2013 году — около 457,7 тыс. руб., в первую очередь динамика связана с ростом ставок кредитования в России — в среднем они составляют 14-15% (в 2012 — 10-13%), а также с ростом цен на сами автомобили. По итогам года средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла на 7% до 900 000 руб. (в 2012 году этот показатель составлял 840 000 тыс. руб.), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.