08.04.2014

Дорогой транспорт: частные перевозчики судятся со свердловским Минфином из-за льготников

В Екатеринбурге доля пассажиров, которые перевозятся частными транспортными компаниями, составляет порядка 20%. Тем не менее убытки, которые перевозчики терпят из-за того, что областной бюджет не перечисляет компенсации за проезд льготной категории граждан, исчисляются десятками миллионов. Это заставляет перевозчиков оспаривать действия регионального Минфина в арбитражных судах. Однако судебная практика складывается не всегда в пользу транспортников.

В 2009 году между властями Екатеринбурга и Свердловской области было заключено соглашение, согласно которому льготники по-прежнему ездят без ограничений, а затраты на их обслуживание компенсируют на треть из бюджета Екатеринбурга, и на две трети — из региональной казны. Расходы города по данной статье составляли около 400 млн руб. ежегодно.

Убытки же транспортные компании начали нести с 2011 года, когда власти региона перестали выполнять условия соглашения. Так, в частности, в период с 2011 по 2012 год убытки одного из крупных частных пассажирских перевозчиков Екатеринбурга — ООО «Ю-Ви-Эй транс» — составили 110 млн 584 тыс. 530 руб. При этом те деньги, которые выделялись в качестве компенсации, эти расходы не покрыли.

«Фактически с того времени и по сегодняшний день мы получали и получаем за льготников регионального и федерального значения в три раза меньше средств, чем стоит проезд в транспорте по нынешнему тарифу», — сообщил директор ООО «Ю-Ви-Эй транс» Сергей Лоскутов.

Компании пришлось обратиться в Арбитражный суд, который встал на сторону перевозчика и удовлетворил требования истца. Однако так как прецедентного права в РФ нет, то судебная практика для других перевозчиков складывается порой не так.

В частности, Арбитражный суд Свердловской области отказал в иске ООО «Авто-Ном», которое пыталось взыскать с регионального Минфина 21 млн 495 тыс. 498 руб. в качестве компенсации за перевозку льготников. Перевозчик обратился с жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, однако вышестоящая инстанция усмотрела в действиях Арбитражного суда Свердловской области неправильную трактовку законов при вынесении решения, и в результате оно было отменено. И тем не менее, согласно Арбитражному кодексу РФ, иск остался неудовлетворенным.

«Нам в сложившейся ситуации остается только судиться. А тем временем мы терпим убытки, так как не перевозить льготников, которые составляют порядка 40% от общего числа пассажиров, которые ездят по нашим маршрутам, мы тоже не можем», — отметил директор ООО «Авто-Ном» Алексей Ерков.

Еще хуже обстоят дела у муниципальных транспортных предприятий, которые, как отметил пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков, перевозят порядка 80% пассажиров в городе.

«В данном случае все транспортники страдают. Тем более, что помимо самих убытков мы пытаемся замотивировать их на обновление автопарка. В городе стало меньше старых «Газелей», частные перевозчики закупили импортные микроавтобусы, а убытки у них все равно растут», — отметил Денис Сухоруков.

И если совокупные потери частных транспортных компаний от перевозки льготников подсчитать сложно, то убытки ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» и ЕМУП «Муниципальное объединение автотранспортных предприятий» составляют порядка 1,731 млрд руб.

Кроме того, работники транспортных предприятий, численность которых оценивается в 10 тыс. человек, сейчас находятся в сложном положении. Их зарплата примерно на 30% ниже, чем средняя по городу, из-за чего наблюдается сильная текучесть кадров: 26% — среди водителей, а среди кондукторов — 62,4%.

Можно предположить, что кадровая проблема возникнет и в частных транспортных компаниях, так как с мая 2014 года вступают в силу поправки в статью № 20 ФЗ о безопасности дорожного движения. Согласно им все иностранные граждане, желающие водить транспорт на территории РФ на коммерческих услугах или по найму, обязаны получить российское водительское удостоверение. А у частных перевозчиков до 80% водителей именно трудовые мигранты.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
16.04.2014 Право на работу: иностранные водители не спешат менять водительское удостоверение

С 9 мая 2014 года вступают в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым ...

07.04.2014 Маршрутка на миллион: частные перевозчики судятся со свердловским Минфином из-за льготников

Частные перевозчики судятся с Минфином Свердловской области по компенсациям за провоз региональных льготников ...

02.04.2014 Тюмень за счет областных властей тратит на общественный транспорт меньше средств, чем Екатеринбург

УрБК, Екатеринбург, 02.04.2014. Из бюджета Тюмени в 2013 году на общественный транспорт города было потрачено 290,1 млн ...

21.11.2013 Екатеринбургские транспортники оценили отказ компенсировать льготы почти в 150 автобусов

УрБК, Екатеринбург, 21.11.2013. Отсутствие компенсации за проезд граждан, имеющих льготы федеральной и областной ...

16.05.2013 Администрация Екатеринбурга: перевозчики до сих пор не получили от области компенсацию за перевозку льготников

УрБК, Екатеринбург, 16.05.2013. Транспортные предприятия Екатеринбурга вынуждены добиваться в Арбитражном суде ...