Несмотря на то, что документ о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов в Свердловской области принят правительством региона, на 2014 год средств на это не предусмотрено. В краткосрочной перспективе на ближайшие три года будет выделяться по 160 млн руб., однако сумма, как утверждают в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области, еще будет корректироваться с учетом собираемости средств с населения. В идеале для реализации программы нужно будет собирать по 6 млрд руб. в год. Однако у экспертов даже в самих госструктурах, которые обсуждали эту проблему в ходе телемоста между Екатеринбургом, Санкт-Петербургом и Новосибирском, перспектива реализации капремонта по новым правилам вызывает до сих пор достаточно много вопросов.
В Свердловской области работу по формированию нормативной базы для реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов планируют закончить к июлю 2014 года, а уже с ноября 2013 года планируется собирать средства с населения по ставке 6 руб. 10 коп. за 1 кв. м. В целом же программа в регионе — одна из самых долгосрочных: рассчитана на 30 лет, тогда как в других городах-миллионниках, таких как Новосибирск и Санкт-Петербург, она на пять лет короче. В этих же городах субсидии на 2014 год уже предусмотрены в размере 200 млн руб. и 7 млрд руб. соответственно. При этом ставки здесь составляют 7 руб. 10 коп. и 2 руб.
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков объясняет разницу тем, что на Среднем Урале только в 1/3 муниципалитетов взималась с населения средства на капитальный ремонт по ставкам от 0,5 руб. до 8 руб.
«Тем не менее главным фактором при формировании ставки являлась социальная составляющая. Любой регион с удовольствием бы сделал, грубо говоря, ставку в 20 руб.», — считает Алексей Шмыков.
С ним согласен заместитель председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга Андрей Челядинов, который отмечает, что программа будет реализовываться с дефицитом бюджета.
Он также отметил, что основной вопрос, который волнует жителей домов в данный момент — это сроки ремонта. «Есть новые дома, которые уже после сдачи в эксплуатацию сразу нуждаются в капитальном ремонте. Но в данном случае нужно проводить в первую очередь претензионную работу и разбираться с теми, кто получил деньги за квартиры в подобных домах, кто принимал строительство и так далее», — считает Андрей Челядинов.
Вопрос по формированию первоочередности внесения многоквартирных домов в список на капитальный ремонт напрямую вытекает из критериев, которые установлены федеральным законодательством. Основным является год сдачи дома в эксплуатацию, однако, как считает заместитель исполнительного директора Фонда модернизации и развития ЖКХ Новосибирской области Евгений Гончаров, нельзя учитывать только этот фактор.
«У каждого дома свой износ в зависимости от того, из каких материалов и как он построен. В данном случае можно упустить дома, которые хоть и были сданы позже, но уже подходят под критерии, по которым капитальный ремонт их не спасет, а жителей нужно переселять из зданий, так как они ветхие. Поэтому нужен четкий порядок определения степени износа и вообще необходимости капитального ремонта», — считает Евгений Гончаров, отметив, что регионы уже направили в Минрегионразвития свои вопросы по этому поводу, чтобы получить разъяснения.
Для Свердловской области этот вопрос не менее актуален, так как, по данным министерства энергетики и ЖКХ региона, на Среднем Урале 68% жилищного фонда было сдано в эксплуатацию раньше 1970 года.
По оценкам экспертов, в среднем по стране до 70% собственников жилья, которые изъявят желание отремонтировать свой дом, захотят воспользоваться услугами региональных фондов содействия капитальному ремонту. Остальные жильцы выберут другой путь — перечисление средств на специальный счет и проведение и контроль ремонтных работ самостоятельно.
При этом, по словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, в первые годы реализации региональной программы капремонта денег, накопленных собственниками на выполнение полного объема работ, будет крайне недостаточно.
Исходя из этого, часть затрат возьмут на себя областной и местный бюджеты. Аналогичная поддержка на условиях софинансирования будет предоставляться и Фондом содействия реформированию ЖКХ. В дальнейшем, при увеличении размера взносов, накопленных собственниками помещений, объем предоставляемой в виде субсидий господдержки будет снижаться.
Тем не менее гарантию того, что собственники жилья будут активно вносить средства за капитальный ремонт, никто дать не может. Коммунальщики каждый год рапортуют о том, что платежная дисциплина населения остается крайне низкой, особенно на периферии.