На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник управления комиссионных продуктов РКО банка «Кольцо Урала» Кирилл Сорокин.— Насколько широко сегодня представлены финансовые услуги для корпоративных клиентов? Можно ли сказать, что они доступны даже представителям небольшого бизнеса?— Большинство банков, которые присутствуют на рынке, предлагают услуги расчетно-кассового обслуживания. Но у каждого из них есть свои определенные условия.
Правильно будет сказать, что РКО не имеют ограничения по «крупности» клиента. В нашем банке обслуживается большое количество как крупных предприятий, так и начинающие предприниматели, например. С одной стороны, мы предлагаем для малого бизнеса продукты категории «лоукост», с другой — для крупных клиентов в рамках расчетно-кассового обслуживания предлагаем такие продукты, как Safe Touch, который позволяет безопасно отправлять многомиллионные платежи.
Сделав, например, тарифный план с бесплатным снятием денежных средств на выплату заработной платы, мы хотим угодить клиентам всех категорий — ведь снимать без комиссии означает экономить, а чем крупнее организация, тем выше объемы требуемой наличности и, соответственно, выше экономия.
— На что обращают внимание корпоративные клиенты при выборе банка для РКО?— Одним из самых важных факторов в принятии решения для бизнесменов становится стоимость услуги. А уже потом они обращают внимание на известность банка и на качество предоставления услуг. А это не только то, как обслуживают клиента, но и как быстро банк решает его проблемы и нестандартные задачи. У каждого клиента свои требования. Если это юридические лица, и они сдают наличные деньги в банк, то они будут обращать внимание на то, есть ли очереди в кредитном учреждении.
— Насколько важно клиенту, пользующемуся РКО в банке, иметь более простой доступ к кредитным продуктам?— Это зависит от того, как работает клиент, с чем связана его деятельность. Если он работает с кредитами, то при выборе кредитного учреждения, с которым он будет сотрудничать, ему будут важны такие связные продукты в линейке банка. Но для некоторых корпоративных клиентов важно только расчетно-кассовое обслуживание, другие продукты их не интересуют. Исходя из опыта могу сказать, что есть ряд клиентов, которые хотят полностью обслуживаться в одном банке: ведение счета, кредитные продукты, депозиты и еще ряд дополнительных услуг. Но многие юрлица выбирают просто РКО.
— Банк «Кольцо Урала» уже начал вводить новые предложения для МСБ. Не так давно вы запустили кредит для малого бизнеса — «Просто». Какие услуги еще стоит ожидать корпоративным клиентам банка?— Действительно, мы вывели на рынок продукт с уникальным сроком кредитования. Теперь наши клиенты могут получить ссуду в размере до 1 млн руб. на срок до 7 лет, что существенно снижает платежную нагрузку на клиента. На данный момент аналогов этому «длинному» кредиту в условиях существующего рынка кредитования нет.
Для получения кредита потенциальному заемщику обеспечение не требуется, достаточно прийти в банк с необходимыми документами и рассказать о своем бизнесе.
Но и в дальнейшем банк расширит линейку кредитов для малого бизнеса.
Что же касается тарифных предложений по расчетно-кассовому обслуживанию, как раз с 1 марта мы вводим новый тарифный план «Универсал», который создан с учетом потребностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Кстати, запуск этого плана приурочен к двадцать пятой годовщине банка «Кольцо Урала».
В рамках этого тарифного плана клиент получает бесплатное ведение счета по системе «Интернет-клиент», бесплатное снятие наличных на зарплату и платежное поручение за 20 руб. Для индивидуальных предпринимателей в рамках тарифного плана мы предлагаем бесплатное снятие наличных до 100 тыс. в месяц без комиссии. Для юридических лиц снятие наличных на выплату заработной платы — без комиссии, а на прочие цели — до 500 тыс. в месяц — 0,8%.
Помимо того, уже в марте представителей торгового бизнеса ожидают приятные изменения в условиях тарифного плана «Терминал», адаптированного для работы с POS-терминалами. Теперь ведение счета обойдется в 990 руб., и комиссия за совершение операций с использованием пластиковых карт составит 1,7%.
За неполные полгода существования данного тарифа мы успели понять, что клиентам с небольшим оборотом по терминалу нелегко отыскать банк, предлагающий выгодную для предпринимателя комиссию. Мы же, напротив, заявляем о готовности установить терминал на действующих условиях, не интересуясь заранее, каким будет месячный оборот средств конкретной торговой точки.
Тот факт, что работу на подобных условиях вслед за банком «Кольцо Урала» поддержали и другие участники рынка, лишний раз подтверждает успешность выбранной нами стратегии. Говорит это и о развитии рынка эквайринга, что, безусловно, является хорошей тенденцией.
— Одним из ваших конкурентных преимуществ стала минимальная стоимость продуктов для бизнеса. Вы говорили, что будете себя позиционировать как некий «банковский лоукостер» — что вообще подразумевает это понятие?— Действительно, на существующем рынке расчетно-кассового обслуживания мы позиционируем себя в качестве настоящего «банковского лоукостера». Это понятие подразумевает открытые взаимоотношения с клиентом. Мы говорим, что быть «лоукостером» выгодно обеим сторонам. С одной стороны, клиент несет минимальное количество расходов на обслуживание в банке, что особенно актуально в условиях немалых отчислений в виде налогов и сборов. С другой стороны, совсем бесплатно клиент всё-таки не обслуживается, что позволяет банку реализовать свои цели. Грубо говоря, два бизнес-партнера сотрудничают на обоюдовыгодных условиях.
Работая в рамках данной модели, мы надеемся привлечь большое количество клиентов за счет скорости обслуживания, гибкости во взаимоотношениях с клиентами и гарантии безопасности расчетов, причем по минимальной стоимости.
— Почему было принято решение сконцентрироваться на этой ценовой нише? Есть ли у Вас конкуренты в этом сегменте?— Как показывает практика последних лет, дорого — не значит хорошо. В условиях, когда все банки стараются показать одинаково хороший уровень сервиса, для привлечения клиентов нужно выделяться, и мы решили, что это будет цена на услуги. Повторюсь, что малый бизнес в России на данный момент отчисляет государству такое количество налогов, сборов, взносов, а тут еще и банку за расчетный счет нужно платить, да за каждый чих, поэтому предприниматели всё чаще склоняются к закрытию, например, ИП уходят «в тень». Мы же говорим, что готовы поддержать малый бизнес хотя бы в части экономии на банковском обслуживании.
Что касается конкурентов, разумеется, они в этом сегменте есть, и их немало, но мы стараемся держать марку. Динамика же открытия новых счетов показывает нам, что мы движемся в верном направлении.
— Какие высокотехнологичные продукты банк «Кольцо Урала» может предложить бизнесу?— В нашем банке высокой популярностью среди корпоративных клиентов пользуется дешевое расчетно-кассовое обслуживание в сочетании с Safe Touch — устройством, которое обеспечивает максимальную безопасность расчетов через «Интернет-клиент». Отправляя деньги, вы точно уверены, что они дойдут туда, куда хотите вы, а не интернет-мошенники.
Сегодня многие эксперты придерживаются мнения о том, что технический прогресс серьезно угрожает банкам. Действительно, в настоящее время существует масса способов лишить клиентов финансовых учреждений принадлежащих им денег. В ход идут компьютерные вирусы («трояны», «черви», вредоносные программы), а также специальные устройства, позволяющие украсть данные. А бизнесмены нередко сталкиваются с кражей паролей и электронных ключей от интернет-банка.
С момента появления компьютерных атак банки стремятся обеспечить юридических лиц дополнительными уровнями защиты: одноразовыми паролями, смарт-картами и USB-ключами, а также целыми комбинациями из этих способов. Конечно, установленный на сервере финансового учреждения интернет-банк является безопасной и защищенной от внешнего проникновения системой дистанционного доступа к счетам. Однако время идет, и мошенническая мысль рождает новые методы похищения денег со счетов предприятий.
— Как происходит кража персональных данных мошенниками?— Этот процесс можно разделить на несколько этапов. Сначала происходит заражение персонального компьютера или ноутбука вирусом, а защитить устройство на 100% не сможет ни один антивирус. Потом на экране возникает ложное окно браузера при попытке клиента совершить платеж в интернет-банке, и, собственно, происходит перевод денег на счет злоумышленников — причем, руками ничего не подозревающего владельца банковского счета. Даже при наличии лицензионной операционной системы, антивируса с абонентской платой, USB-ключа и генератора одноразовых паролей от потерь в подобной ситуации не застрахован никто.
Нашим корпоративным клиентам мы уже более года предлагаем защитить свои счета с помощью SafeTouch. Он представляет собой своеобразный считыватель смарт-карт (содержащих электронно-цифровую подпись) с экраном и двумя кнопками. Суть его работы такова: при подписании платежного поручения его реальные реквизиты отображаются на экране устройства. И если компьютер заражен вирусом, подменяющим данные, отправитель платежа увидит на экране SafeTouch реквизиты мошенников. Интересно, что данное устройство защищает от любых угроз благодаря простому алгоритму. Платеж ни в коем случае не отправится, пока владелец счета физически не нажмет кнопку: сделать это за человека не может ни один вирус.