Переход поставщиков коммунальных ресурсов на прямые расчеты с населением в Свердловской области становится тенденцией. Предприятия, уставшие от недобросовестности управляющих компаний, перечисляющих собранные средства с задержками и неполностью, предпочитают отказаться от их посредничества. Данную меру в прошлом году начало применять одно из основообразующих коммунальных предприятий региона, а сейчас к такой схеме планируют перейти и другие организации. В Министерстве энергетики и ЖКХ признают данную тенденцию, однако отмечают, что сбор платежей — это сугубо договорные отношения поставщиков и управляющих компаний.
Переход поставщиков коммунальных ресурсов на прямые расчеты с населением в Свердловской области первым начало практиковать ГУП «Облкоммунэнерго», которое в апреле 2013 года решило отказаться от посреднических услуг управляющих компаний в Артемовском. УК города накопили перед компанией долги в размере почти 500 млн руб. и не собирались за них расплачиваться, просто начиная процедуру банкротства старых организаций и создавая новые. Чтобы избежать коммунального коллапса в городе, было решено перейти на иную схему оплаты поставленных ресурсов.
Примечательно, что данная тенденция получила распространение в Свердловской области, где задолженность населения и управляющих компаний перед поставщиками увеличивается из года в год. Данный процесс протекает на фоне растущей изношенности жилищно-коммунального комплекса и теоретически может обернуться катастрофой. Достаточно вспомнить Сухой Лог, жителям которого буквально на днях вернули воду в дома. Еще осенью на городском водоводе произошла авария, которая на несколько месяцев заставила горожан стоять в очереди к цистернам во дворе.
Примечательно, что с переходом на прямые расчеты с населением процент собираемости средств, как правило, повышается. Так, в Новоуральском городском округе после изменения схемы платежей «Облкоммунэнерго» повысило процент собираемости средств с 32 до 77%.
Один из поставщиков электроэнергии региона — ОАО «Свердловэнергосбыт» — также переходит на прямые расчеты с населением. Компания составила список из нескольких десятков управляющих компаний, деятельность которых вызывает массу вопросов. «При объеме собираемости платежей населения за электроэнергию на уровне 90-100% эти управляющие компании в адрес ОАО «Свердловэнергосбыт» перечисляют 20-40% от поступлений по статье «электроэнергия», чаще всего задерживают расчеты, нарушают условия договоров или не оплачивают свои обязательства вовсе. С такими посредниками ОАО «Свердловэнергосбыт» будет разрывать контракты и переходить на прямые взаимоотношения с собственниками жилья», — сообщает пресс-секретарь компании Ольга Воробьева.
Данная тенденция также наблюдается в Краснотурьинске. ОАО «Богословский алюминиевый завод», поставляющее тепловую энергию и горячую воду в дома горожан, намерено отказаться от посреднических услуг жилищных управляющих компаний. При этом поставщик не намерен выставлять свои квитанции жителям, пока не убедит все стороны в своей правоте. В мэрии города отметили, что горожане могут платить поставщику напрямую, если примут такое решение. Пока же этому мешают действующие договоры собственников жилья с управляющими компаниями.
Впрочем, зачастую управляющие компании сопротивляются изменению схемы расчетов. Так, в том же Артемовском ряд управляющих компаний, имеющих многомиллионные долги, пытается принудить «Облкоммунэнерго» к заключению договора на поставки тепловой энергии. По одному из подобных заявлений суд отказался удовлетворить требования истца — УК «Горизонт», еще один иск оставлен без рассмотрения, сообщала ранее представитель коммунального предприятия.
В «Свердловскэнергосбыте» главной причиной неплатежей со стороны управляющих компаний считают неэффективный и недобросовестный менеджмент. «Часты примеры, когда после передачи управляющей компании расчетов с потребителями дебиторская задолженность увеличивается вдвое, вырастают и сроки неоплаты», — отмечают в организации.
В министерстве энергетики и ЖКХ полагают, что оправданность перехода на прямые платежи населения стоит рассматривать отдельно в каждом конкретном случае. Как правило, в последние годы такая инициатива поддерживается там, где управляющие компании работают недобросовестно, хронически не рассчитываются с поставщиками ресурсов, пояснил замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей Кислицын.
Однако на рынке все-таки должны быть цивилизованные методы работы через расчетные центры и операторов, добавляют в министерстве. Есть надежда, что с сентября 2014 года закон о лицензировании управляющих компаний все-таки поможет устранить недобросовестные организации, обслуживающие жилой фонд, отмечает Андрей Кислицын.
Впрочем, граждане также накапливают значительные долги перед управляющими организациями и поставщиками услуг ЖКХ даже в Екатеринбурге. На начало 2014 года этот показатель составляет, по данным городских властей, более 2,9 млрд руб.
«Такая ситуация чрезвычайно негативно сказывается на состоянии финансового баланса между поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями или ТСЖ. Если потребитель в полном объеме не выполняет свои обязательства перед управляющей компанией, она не может своевременно платить поставщику ресурсов», — подчеркивают в администрации города.
Примечательно, что значительную долю должников занимают собственники нескольких квартир, сдающие их в аренду.
Таким образом, проблема неплатежей в жилищно-коммунальной сфере складывается из двух проблем, значимость которых трудно переоценить. Пока собираемость средств за оказанные услуги не повысится до приемлемого уровня, сфера ЖКХ так и будет оставаться одной из наиболее проблемных для Свердловской области.
Андрей Пермяков