Использование фотографий знаменитостей в рекламных целях без их согласия — уже давно сложившаяся практика на российском рекламном рынке. Особенно, если речь идет о небольших компаниях, желающих привлечь к себе внимание. Например, в одном из журналов Екатеринбурга популярная певица Жанна Фриске якобы рекламирует салон красоты. При этом в данном случае очевидно, что никакого разрешения на использование изображения получено не было ни от самой звезды, ни от правообладателя фотографии. Кроме того, рекламодатель попытался скрыть заимствования, несколько видоизменив черты лица Жанны Фриске в фоторедакторе. Однако за такие «проделки» виновных могут обязать в суде выплатить компенсацию правообладателю до 5 млн руб.
В февральском номере журнала «Гид по красоте и здоровью» (№ 160) рекламный материал салона красоты «Инжениум» иллюстрирует фотография Жанны Фриске, взятая со съемок, которые проводил мужской журнал MAXIM.
Возможно, рекламодатель решил, что отретушировав лицо российской певицы, можно избежать сходства, и никто не заметит нарушения авторских прав. Но на картинке невооруженным взглядом отчетливо видно, как с помощью графического редактора заменены глаза. Правда, все остальное на фотографии осталось неизменным.
Журнал MAXIM проводил фотосессию певицы весной 2011 года на Мальдивах. В мае интервью Жанны Фриске с фотографиями было
опубликовано в журнале и на сайте. Авторские права на изображения принадлежат издательскому дому OOO «Хёрст Шкулёв Медиа» (Hearst Shkulev Media), в который входит мужской журнал. Также издательскому дому принадлежат международные бренды ELLE, MARIE CLAIRE, PSYCHOLOGIES и многие другие.
Справа — фрагмент скана журнала «Гид по красоте и здоровью» № 2 (160) за февраль 2014 года, слева — фотография с фотосессии для журнала MAXIM (май 2011 года)Справа — фрагмент скана журнала «Гид по красоте и здоровью» № 2 (160) за февраль 2014 года, слева — фотография с фотосессии для журнала MAXIM (май 2011 года)Как у любого издательского дома, все его материалы защищены международными законами о соблюдении авторских прав и защите товарных знаков.
«Вы не имеете права скачивать, демонстрировать, воспроизводить, перерабатывать, пересылать, коммерчески распространять или иным образом использовать содержание сайта Maximonline.ru или журнала «Максим — русское издание» полностью или в части в коммерческих или общественных целях без предварительного письменного согласия ООО «Хёрст Шкулёв Медиа», — отмечают правообладатели.
Получить подробный комментарий по этому вопросу и узнать, как складывается практика по подобным инцидентам, на момент выхода материала не удалось. Но, как пояснил УрБК главный редактор сайта www.maximonline.ru Алексей Караулов, с подобными нарушениями авторских прав издательству приходится сталкиваться постоянно.
В редакции журнала «Гид по красоте и здоровью» сначала не смогли дать точный ответ, кто делал макет для салона красоты «Инжениум». Но позже выяснили, что «данный макет разрабатывался по заказу рекламодателя».
«Вы уверены, что на изображении Жанна Фриске? Потому что у нас ее дизайнер обрабатывал. Ну это мне надо разобраться, потому что мы не используем фотографии известных личностей. Иногда для салона «Инжениум» его делаем мы сами, а иногда — предоставляют они», — пояснила УрБК редактор журнала Елена Батурина.
В самом салоне красоты «Инжениум» от комментариев отказались, заявив, что руководство отсутствует на рабочем месте.
Вместе с тем закон об авторских правах четко трактует, что является нарушением прав.
По словам директора юридической фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, в данном случае фотография была использована путем воспроизведения и демонстрации.
«Если это было осуществлено без согласия правообладателя, то вполне является нарушением исключительного авторского права и влечет за собой ответственность. Правообладатель вправе требовать прекращения нарушения его прав и взыскать компенсацию за нарушение его прав в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., ориентируясь на стоимость прав или ценности этой фотографии», — пояснил юрист.
Рекламодатель, внеся изменения в изображение, также нарушил еще один пункт авторских прав.
«Также было нарушено право на переработку. Только автор в праве ее осуществлять или на это необходимо согласие автора», — отметил Евгений Дедков.
В связи с последними новостями о тяжелом состоянии Жанны Фриске, этичность поступка рекламодателя можно поставить под сомнение.
В начале этого года стало известно, что российская певица больна раком головного мозга. Сейчас Жанна Фриске проходит лечение в одной из Нью-Йоркских клиник.
Не исключено, что правообладатель решит пресечь незаконное использование фотографии и обратится в суд.
УрБК будет следить за развитием событий.