В этом году налоговая служба Свердловской области всерьез возьмется за недобросовестных налогоплательщиков. В планах ведомства — заставить платить налоги не только тех, кто сдает жилье нелегально или получает «серые» зарплаты, но и тех, кто занимается сетевым маркетингом: распространяет косметику, пылесосы, пищевые добавки. Правда, эксперты отмечают, что заставить платить налоги сетевиков будет очень не просто.
О своих намерениях заявили в начале этой недели представители управления ФНС по Свердловской области в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге. По словам начальника отдела налогообложения имущества и доходов физлиц управления Лидии Исаевой, в прошлом году служба накопила достаточно информации о таких «предпринимателях» и активно займется их проверкой в текущем году. Однако подробных планов пока не озвучивается.
Действительно, обороты сетевых компаний исчисляются миллиардами, и сумма, которой лишаются местные бюджеты, оказывается очень значительной. Но стоит отметить, что есть крупные международные компании, которые также являются публичными. Их акции торгуются на бирже, поэтому налоги они стараются оплачивать в полном объеме. Однако есть и менее добросовестные сетевые компании, которые даже обладают некими признаками финансовых пирамид.
Если рассматривать схему работы крупных компаний, то она выглядит следующим образом: представитель компании, достигая определенного уровня по карьерной лестнице, например, становится «координатором» или «директором» — обязан открыть уже свое ИП или ООО. Только при таких условиях компания будет ему перечислять заслуженные бонусы. Обычно для этого требуются большие усилия: привлечь как можно больше своих сподвижников, которые будут реализовывать товар компании, и самим делать большие обороты продаж.
По словам управляющего партнера юридической компании «Генезис» Артема Денисова, когда сетевой работник выходит на нужный уровень, который обеспечивает ему регулярные продажи, он открывает ИП и реализует товар «через себя». Но пока сетевой работник в процессе наработки клиентской базы, де юре он действует по договору поручения от ИП патрона, и весь доход и уплату налогов осуществляет доверитель (ИП патрон).
Однако не все распространители товаров сетевых компаний являются добросовестными налогоплательщиками. Вместе с тем, согласно законодательству, физическое лицо обязано отчитываться обо всех своих доходах.
По словам заместителя генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, сегмент такой торговли является неподконтрольным, так как расчеты ведутся с помощью наличных средств, и никаких чеков при продаже товара не выдается. Поэтому в данном случае стоит полагаться только на добропорядочность самих «торговцев».
Правда, некоторые эксперты отмечают, что у налоговой действительно мало шансов заставить сетевиков исправно платить свои налоги. Проверки налоговой службы коснутся только тех, кто имеет хоть какую-то правовую форму бизнеса. А поймать за руку торговца продукцией будет очень непросто.
«Что касается налоговой проверки представителей сетевых компаний, то на практике это будет очень трудно осуществить. У налоговой службы нет ни возможностей, ни ресурсов для этого. Например, чтобы доначислить налоги, нужно проводить оперативно-розыскные мероприятия, выемки документов, исследование компьютеров, банковских счетов и тому подобное. А так как сетевики за товар рассчитываются «наличкой», бухгалтерии у них нет, они нигде не зарегистрированы, нет единой базы учета — что-либо доказать будет очень сложно», — считает старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.
По мнению юриста, даже если сетевики приобретают дорогостоящее имущество с доходов от продаж товара, то налоговой службе будет очень сложно доказать, что, например, машина или квартира была приобретена с заработков от сетевого маркетинга.
«В России контроль расходов отменен, налоговая, строго говоря, даже не может спросить, за счет каких источников понесены расходы», — считает Роман Речкин.
Финансовый аналитик Константин Селянин считает, что в первую очередь стоит заняться сетевыми компаниями, которые занимаются «надувательством» людей и реализуют продукцию, которая может быть даже опасна для человека.
«Налоговая проверка — это один из способов прекратить деятельность таких недобросовестных компаний. Но, с другой стороны, зарегистрировать новую форму собственности не так уж и сложно. Инструменты сетевого маркетинга на сегодняшний день очень популярны, и многие финансовые пирамиды их охотно используют», — считает аналитик.
Но он подчеркивает, что бороться нужно в первую очередь не с самими распространителями, а именно с организаторами таких компаний.
Какие методы налоговая будет применять, чтобы разобраться со схемами сетевого маркетинга, пока не раскрывается. Однако уже сейчас понятно, что какое-либо наказание могут понести не владельцы компаний, а непосредственные «сотрудники».
Анастасия Куликова