До 1 сентября этого года все организации, которые хотя бы раз участвовали в госконтрактах, ожидает налоговая проверка. Если обнаружится, что предприятие не платит налоги в полном объеме, то оно попадет в черный список и больше не сможет принять участие в аукционах. Эту мысль еще 17 июля озвучил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер. Впрочем, идею ограничить участие недобросовестных компаний в госзакупках путем создания черного списка эксперты восприняли, мягко говоря, без энтузиазма: данное предложение не принесет должного эффекта, и, кроме того, идея эта вовсе не нова и уже используется в российской практике.
Напомним, областной премьер Денис Паслер в ходе заседания правительства 17 июля заявил о своем намерении создать черный список предприятий, которые не в полной мере уплачивают налоги в региональный бюджет. Таким неплательщикам будет отказано в участии в госзаказах.
«Если компания работает с бюджетными средствами, значит она должна быть ответственна перед бюджетом», — заявил Денис Паслер.
Как отмечают в налоговом органе, данная инициатива никакого эффекта не принесет. Налоговая и без этого контролирует участников аукционов и проверяет их на отсутствие задолженности перед государством.
«Прежде чем компания выйдет на госзакупки, она должна взять справку из налоговой, что не имеет никакой задолженности. Поэтому данная мера не будет эффективной, так как налоговая и раньше этим занималась», — заявила заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области Марина Рябова.
По словам старшего партнера группы правовых компаний «Интеллект-С» Романа Речкина, намерение господина Паслера пополнить региональный бюджет понятно, однако предлагаемая им идея давно уже реализована.
Так, федеральный закон № 94 прямо предусматривает, что условием участия в торгах является «отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа».
«Для обхода данного ограничения есть как минимум два законных способа. Во-первых, участник торгов может обжаловать начисление недоимки, в этом случае такой участник вправе участвовать в размещении заказа (не допустить его нельзя по закону). Во-вторых, при наличии задолженности у потенциального участника торгов (конкретной организации) он вправе зарегистрировать новую организацию, у которой, естественно, налоговых обязательств еще не возникло, и участвовать в этих торгах через свою новую организацию. Поэтому, на мой взгляд, эффективность инициативы Дениса Паслера будет невысока», — комментирует ситуацию Роман Речкин.
По мнению эксперта Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Екатерины Пелевиной, одни лишь запретительные меры, озвученные на заседании правительства Свердловской области, не дадут желаемого эффекта и приведут к увеличению цен по государственным контрактам.
«Председатель правительства забыл, что у налогов есть не только фискальная функция, но и стимулирующая, регулирующая экономику. Возникает вопрос, почему вектор налоговой политики направлен в одну сторону — сторону наказания. А как же поощрить те компании, которые добросовестно и в срок выполняют свои обязательства по государственным и муниципальным контрактам, а величина уплачиваемых ими налогов соответствует рекомендуемому Федеральной налоговой службой уровню налоговой нагрузки?» — отметила эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Екатерина Пелевина.
Глава кабинета министров Денис Паслер подчеркнул, что Федеральная антимонопольная служба не будет против таких санкций в отношении неплательщиков. Ожидается, что первыми под проверку попадут строительные организации.
«В строительной отрасли сложилась практика привлечения субподрядчиков на отдельные участки работ, часть из этих подрядчиков может оказаться недобросовестными контрагентами. В результате бюджет недополучает часть налогов, на которые мог бы рассчитывать», — поясняет правительственную логику Екатерина Пелевина.
По словам финансового аналитика Константина Селянина, данная мера во многом подменяет ответственность за налоговое нарушение, хотя в чем-то и дополняет ее.
«Элемент разумности в данном предложении есть, но все же предложенная мера не должна дублировать ответственность за налоговые нарушения. В данном случае нужен комплексный подход и несколько критериев оценки, чтобы не допустить недобросовестные компании к участию в госзакупках», — резюмировал эксперт.
Анастасия Куликова