Кафе по шаблону: мобильные разработки для «всех»
Рынок мобильных приложений в развитых странах растет ударными темпами, однако для многих российских компаний эта сфера пока остается неизвестной. Не в последнюю очередь их отпугивают высокие цены: стоимость разработки мобильного приложения доходит до нескольких сот тысяч рублей. Однако в ближайшее время ситуация может существенно измениться с приходом массовых и дешевых конструкторов шаблонных приложений, снижающих цены на разработку в десятки и даже сотни раз. Однако закрепившиеся на рыке разработчики «дорогих» версий надеются, что новый формат не приведет к его обвалу, но позволит заинтересовать потенциальных клиентов самой технологией, но существенно изменить рынок ему не удастся.
Мобильное приложение, разрабатываемое под конкретную платформу (iOS, Android, Windows Phone) стало удобной альтернативой посещению сайта компании через интернет-браузер. До последнего времени разработка такого приложения была «штучным» продуктом. Ценник на него в студиях Екатеринбурга колебался в диапазоне от 60 до нескольких тысяч долларов США. Во второй половине 2013 года Ru-Center, один из крупнейших регистраторов доменных имен, запустил конструктор мобильных приложений для интернет-магазинов, кафе и других сфер бизнеса, который позволяет «собрать» собственный продукт из готовых шаблонов. Его стоимость составляет 12,6 тыс. руб. в год, что на один, а то и два порядка ниже, чем предложения конкурентов.
По словам директора компании Ru-Center по взаимодействию со СМИ Андрея Воробьева, бурный рост числа пользователей мобильного Интернета делает приложения для них востребованными. Соответственно, данный рынок потенциально является очень емким и привлекательным, однако сейчас в России он развит слабо. «Наш рынок только созревает. Для многих мобильные приложения — это диковинные штучки», — продолжает представитель компании, отмечая, что зачастую клиентам приходится объяснять суть данной разработки.
Однако появление дешевого и доступного конструктора приложений может изменить эту ситуацию и сделать мобильные приложения массовыми. Фактически услугой, предложенной Ru-Center, сегодня может воспользоваться даже малый бизнес. Собственное приложение становится по карману любому кафе, интернет-магазину, фитнес-центу, даже автомойке или парикмахерской. Причем приложение рассчитано именно на эту целевую категорию клиентов.
«Крупные компании уже не заинтересованы в шаблонных решениях, а тесная работа с заказчиком требует другого профиля работы», — добавляет Андрей Воробьев.
Екатеринбургские компании, специализирующиеся на создании мобильных предложений, относятся к предложению Ru-Center настороженно и стараются не видеть в нем конкурента, упирая на то, что сами они создают эксклюзивный, а не массовый продукт.
«Продукт Ru-Center является шаблонным, и поэтому может разве что «подогреть» желание компании заняться серьезной разработкой. Использование такого мобильного приложения может помочь бизнесу разобраться в технологии», — считает директор компании ArtSofte, руководитель направления «мобильная разработка» Николай Адеев.
«Мобильное приложение — это некая «последняя миля», направленная на высокую долю мобильного трафика на веб-сервисах компании, продолжает он. Однако если компания создала работоспособную веб-систему, то она никогда не будет разрабатывать мобильное приложение, особенно не нативное, а на конструкторах», — говорит представитель отрасли.
Глава ArtSofte уверен, что данное предложение можно сравнить с запуском условно бесплатного сайта, потому что организации, которые монетизируют трафик интернет-ресурса, вкладывают в его инфраструктуру немалые средства. Поэтому с рынком ничего не произойдет.
«Это первая образовательная «пилюля»: если потребитель понимает, что она действительно нужна его бизнесу, то он пойдет разрабатывать серьезные вещи», — полагает участник рынка.
«Инициатива положительно отразится на рынке мобильной разработки и увеличит количество клиентов у студий, занимающихся созданием софта для Android и iOS», — считает директор компании «Айтимо» Илья Ширяев.
Это тем более важно, что в Екатеринбурге рынок мобильных приложений пока не развит. «Здесь заказчики зачастую не понимают, зачем им это нужно, а в Москве — уже осознают», — говорит представитель отрасли.
И это действительно так. Собственными мобильными приложениями обзавелись буквально считанные единицы екатенринбургских компаний. Даже организации, работающие в Интернете, не спешат обзаводиться ими. Так, интернет-магазин TU66.ru заявляет, что в организации пока не интересовались мобильными приложениями. Директор интернет-магазина E96.ru Борис Лепинских подтвердил планы компании создать мобильное приложение в неопределенном будущем. Операционный директор сети кофеен Traveller's Сoffee Андрей Матвиюк также подтвердил интерес к мобильным дополнениям и отметил, что его разработка — это вопрос времени.
Впрочем, отмечает генеральный директор компании Apps.Group Руслан Батыршин, когда-то такая же ситуация была в начале 2000-х с интернет-сайтами. «Когда мы только начинали продавать сайты, все говорили — зачем нам это нужно, если мы клеим листовки?», — вспоминает глава компании.
Не исключено, что серьезные подвижки на этом рынке начнутся именно с существенного снижения стоимости услуг, как это и произошло с сайтами. И определенное ценовое давление на рынок новые массовые предложения могут оказать, причем именно в силу своей дешевизны. Участники рынка уже говорят о том, что Ru-Center, возможно, нашел тот уровень цен, на котором услуга может стать действительно массовой.
«У нас разработка интернет-магазина начинается от 80 тыс. руб., и никто не берет из-за стоимости — это дорого для тех, кто заказывает сайты интернет-магазинов», — говорит Руслан Батыршин.
Не исключено, что для таких клиентов предложения за 12 тыс. в год окажутся именно тем, что нужно. Пока же представители отрасли считают, что, помимо собственно малого бизнеса, шаблоны мобильных приложений могут заинтересовать фрилансеров и различные госструктуры, которым нужно отчитаться за сам факт наличия, а не работы приложения.
При этом представители индустрии отмечают, что у разработки московского конкурента есть ряд недостатков: это ограничение функционала возможностями конструктора, а также медленная работа на некоторых телефонах.
«Например, для интернет-магазина основным минусом станет отсутствие связи с уже созданной базой данных товаров, системой заказов и бухгалтерской программой. То есть добавлять товары и менять цены придется в двух местах: на сайте и в приложении», — заключает Илья Ширяев.
Впрочем, не исключено, что относительно низкая цена полностью компенсирует все эти недостатки, и массовые шаблонные сервисы станут будущим отрасли, потеснив дорогостоящие продукты от дизайнерских фирм.