Пресс-секретарь компании «Мотив» Алена Ярушина рассказала ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о законодательных изменениях на рынке сотовой связи, новых возможностях для операторов и новом имидже компании. — Сейчас уже можно подводить итоги 2013 года. Как в целом Вы оцениваете прошедший период для всего рынка сотовой связи и компании «Мотив» в частности?— 2013 год оказался достаточно продуктивным как для отрасли в целом, так и для компании «Мотив» в частности. Самыми ожидаемыми событиями года стали отмена «мобильного рабства» и принятие принципа технологической нейтральности. Безусловно, эти законодательные решения сказались и на нашей компании. Отныне мы можем строить сети 4G по технологии LTE и обеспечивать наших абонентов высокоскоростным Интернетом. Технология LTE позволяет передавать данные со скоростью до 48 Мбит в секунду, а это значит, что абоненты компании «Мотив» смогут пользоваться Интернетом со скоростью, в разы превышающую текущие возможности. Сети 4G мы намерены строить на всей территории присутствия. А это не только Свердловская, но и Курганская область, ХМАО и ЯНАО. Нововведения позволят компании укрепить лидерские позиции в родном регионе, а также завоевать новых клиентов в Курганской области, Югре и на Ямале.
Мы гордимся результатами работы на новых территориях. Мы зашли туда чуть больше года назад, но уже сейчас абонентская база нашей компании в трех новых регионах составляет порядка 70 тыс. человек. В Курганской области «Мотив» охватил около 100 населенных пунктов, в ХМАО — более 50, а в ЯНАО — более 30. Расстояния между городами в данных регионах очень большие, поэтому можно сказать, что компания развивается высокими темпами. В результате за уходящий год количество абонентов сотовой сети «Мотив» в Курганской области увеличилось в 3,5 раза, в ХМАО — в 5 раз и в ЯНАО — в 8 раз.
— Компания «Мотив» сейчас присутствует в ряде регионов УрФО. Планируете ли вы в ближайшее время зайти в другие федеральные округа?— Выдачей лицензий занимается Министерство связи РФ. «Мотив» не стоит на месте, постоянно развивается. Если появится возможность, мы обязательно примем участие в конкурсе на выдачу лицензий. У нас много планов, задумок. Поэтому пока будем активно развивать уже имеющиеся территории.
— Вы упомянули об отмене «мобильного рабства». Какие изменения на рынке сотовой связи региона Вы прогнозируете в связи с нововведением?— Данная услуга уже есть практически во всех странах мира, наконец, к ним присоединилась и Россия. Для многих абонентов, особенно тех, у кого на телефонном номере завязан бизнес, номер мобильного телефона является своеобразным якорем, который их удерживает у прежнего оператора. На наш взгляд, предоставить человеку право выбора — правильное решение. При этом за компанию «Мотив» не опасаемся, поскольку своего абонента мы уже завоевали. И для нас новый закон — это, прежде всего, шанс привлечь новых клиентов, новая ступень в развитии.
Что касается востребованности новой услуги, то прогнозы независимых экспертов очень разнятся — разброс идет от 2 до 20% абонентов. Компания «Мотив» проводила свои исследования. По нашим данным, на момент запуска услуги планировали перейти к новому оператору чуть больше 3% абонентов. Речь идет о клиентах всех сотовых операторов. 10% готовы были сравнивать и смотреть, что предлагают конкуренты. Остальные либо не в курсе нововведений или же совсем не задумывались о смене оператора. Мы, в свою очередь, уже начали получать заявления от абонентов других операторов, желающих обслуживаться в компании «Мотив».
— Существуют опасения, что первые желающие сменить оператора могут столкнуться с трудностями. Как с технической точки зрения будет налажено взаимодействие между операторами?— Опасения не напрасны. У цепочки MNP очень много звеньев. Это и центральная база перенесенных номеров, с которой должны взаимодействовать все участники рынка, и операторы сотовой связи, и операторы фиксированной связи, чтобы до абонента могли дозвониться и со стационарных номеров. Не должно возникать проблем с пополнением баланса перенесенных номеров и у операторов платежных систем. Возникают опасения, что не будут доходить сообщения о совершаемых банковских транзакциях. Чтобы услуга работала в полном объеме, необходима полная готовность всех участников рынка.
Если оператор из-за технических накладок или же некорректно настроенного оборудования не сможет направлять вызовы на перенесенные номера, у абонента могут возникнуть проблемы с входящей связью, поскольку оператор, к которому уходит абонент, может ручаться только за исходящую связь и общение внутри сети. До запуска услуги у операторов не было возможности провести полноценные тесты, и нововведение приходится тестировать на реальных абонентах в реальном времени. И на ходу решать все технические накладки и недоработки. Когда к нам приходят клиенты, желающие перейти в компанию «Мотив», сохранив прежний номер, то мы честно их предупреждаем обо всех сложностях переходного периода и просим пока повременить с переходом. Но в любом случае мы перенесем все номера не позднее 15 апреля 2014 года, что оговорено в законодательстве. Надеемся, что это произойдет гораздо раньше. Как только завершится тестирование услуги между операторами, и мы будем уверены, что услуга работает подобающим образом, то сразу же сообщим об этом всем желающим перейти к сотовому оператору «Мотив» и начнем переносить номера в свою сеть.
— Расскажите подробнее о принципе технологической нейтральности — еще одном важном нововведении уходящего года. — 11 декабря 2013 года государственная комиссия по радиочастотам утвердила принцип технологической нейтральности, который означает, что операторы могут строить сети высокоскоростной передачи данных — 4G — на частотах, предназначенных для GSM. Раньше для этого было необходимо получать дополнительные лицензии, теперь же достаточно их просто обновить. Компанией «Мотив» было принято решение о строительстве сетей 4G во всех регионах присутствия. В настоящее время внутри компании завершается планирование этого масштабного процесса. После его завершения мы сразу же приступим к модернизации существующей сети и установке нового оборудования.
— Как изменилась продуктовая линейка компании «Мотив» за минувший год? Какие еще обновления планируется провести до конца года?— Продуктовая линейка обновляется, в уходящем году случился настоящий «тарифный бум». В 2013 году во всех регионах мы запустили 13 новых продуктов. В том числе тариф «Полкило», «Все дела», ориентированный на бизнес-аудиторию, тариф «Ух ты» — предновогодний продукт с рекордно низкой ценой 1 коп. за минуту. Вот такая магия чисел. При этом тарифная политика компании не изменилась — мы по-прежнему предлагаем выгодные абонентам условия. Наше конкурентное преимущество — низкие цены — остается неизменным.
— Какие продукты наиболее популярны среди деловой аудитории? — В последнее время на рынке сотовой связи наметился тренд — растет популярность пакетных предложений, когда за сравнительно небольшую цену абонент получает полный спектр мобильных услуг. В первую очередь пакеты услуг пользуются популярностью у бизнесменов, людей, которые ценят собственное время и деньги. Такие предложения удобны — не нужно тратить время и задумываться о пополнении баланса, достаточно раз в месяц внести определенную сумму на счет. Кроме того, пакет услуг — это реальная выгода и экономия, потому как в сотовой связи также действует принцип «оптом дешевле». Абонент приобретает сразу весь спектр мобильных услуг — звонки, sms-сообщения, Интернет — и платит гораздо меньше, чем если бы пришлось приобретать все услуги отдельно. Экономия может достигать от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. В частности, для деловой аудитории совсем недавно мы предложили тариф «Все дела», который включает в себя 2 000 предоплаченных минут на любые номера России, 2 000 sms-сообщений и безлимитный Интернет. Это очень удобно, поскольку часто ведутся переговоры с партнерами не только из своего региона, но и из других округов.
— Произошли ли в текущем году изменения в маркетинговой политике компании? — Одним из самых масштабных событий 2013 года стала смена имиджа компании «Мотив». У нас появился новый слоган — «Мотив» сильнее правил». Слоган максимально полно раскрывает современную философию бренда. Существует стереотип — большие должны побеждать маленьких. Но несмотря на давнее присутствие на рынке сотовой связи Свердловской области федеральных игроков, доля рынка компании «Мотив» превышает 50%. И это является доказательством того, что мы сильнее правил и стереотипов.
— Насколько в целом выросла популярность такой услуги, как безлимитный Интернет, и как развитие новых месседжеров сказывается на сервисе SMS, которым не первый год пророчат смерть? — За прошедший год объем потребления мобильного интернет-трафика абонентами компании «Мотив» увеличился почти на 109%. Вместе с тем sms-сообщения также не теряют популярности: объем потребления sms-трафика в нашей компании вырос на 23%. Поэтому можно говорить о том, что безлимитный Интернет и sms-сообщения — это две вещи, никак не связанные между собой. Голосовой трафик также не показывает отрицательной динамики — звонить абоненты меньше не стали, хотя и большого скачка не наблюдается. Если говорить о конкретных цифрах, то за 2013 год на всей территории присутствия наши абоненты проговорили чуть больше 13 млрд минут.
— В Свердловской области продажи смартфонов превысили продажи обычных телефонов. Как, по Вашему мнению, это отразится на рынке услуг связи? — Безусловно, мы будем увеличивать количество продуктов, ориентированных на активных интернет-пользователей. Этому поспособствуют и новые возможности в построении сетей 4G. Что касается рынка смартфонов, то они продолжат дешеветь, данный продукт уже перешел из бизнес-сегмента в более массовый.
— Компания «Мотив» ежегодно проводит акцию «Елка желаний». Какие подарки детям Вы приготовили в этом году?— В рамках акции каждый год мы берем «под крыло» детский дом. Два года подряд это был Карпинский детский дом, в этом году — Каменск-Уральская школа-интернат. Акцию мы организуем совместно с добровольческим движением «Дорогами добра». Ребята пишут письма Деду Морозу о том, какой подарок они бы хотели поучить на Новый год. Мечты у всех воспитанников разные: кто-то хочет куклу, кто-то — коньки, а кто-то — глобус. И сотрудники нашей компании, и абоненты активно включаются в процесс. Вместе мы исполняем детские желания, собираем подарки, и в канун Нового года передаем их детям.