На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель правления Банка «Нейва» Павел Ефремов. — Павел Васильевич, первым делом позвольте Вас поздравить с завершением процедуры согласования и назначением на пост председателя правления Банка «Нейва». Это назначение происходит в довольно напряженной внешней обстановке — ЦБ продолжает отзывать лицензии. Экономическая и финансовая конъюнктура требует от банков предельно взвешенных решений, но при этом достаточно смелых для обеспечения адекватного запросам рынка роста. Каких изменений в стратегии банка стоит ожидать после вашего прихода? — Спасибо за поздравление. Действительно, Банк России после проведения всех предписанных действующим регламентом процедур принял решение о моем согласовании на эту должность. И вчера я был официально назначен председателем правления Банка «Нейва».
Надо признать, что сейчас любое решение регулятора привлекает к себе повышенное внимание. Но Банк «Нейва» уверенно движется вперед, и у нас огромный запас прочности и ресурсов для новых достижений. За 2013 год чистые активы банка выросли на 20%, при этом портфель кредитов нашим корпоративным клиентам вырос на 50%, а портфель кредитов розничных клиентов на 40% — это отличная динамика, и прибыль банка за текущий год более чем в два раза превысит прибыль, заработанную в прошлом году.
Сегодня «Нейва» — успешный и известный банк на рынке обслуживания юридических лиц и предпринимателей. Но этим летом банк получил долгожданную лицензию на привлечение денежных средств от физических лиц, и сейчас, несмотря на определенную внешнюю турбулентность, перед нами стоит новая задача: выход на рынок расчётных услуг и вкладов для розничных клиентов — физических лиц, где многое нужно начинать с нуля. Именно с этими новыми задачами и связано изменение конфигурации в структуре управления банком, так как я традиционно курировал блок работы с розничными клиентами.
— Исторически так сложилось, что у Банка «Нейва» еще до смены собственников была приостановлена лицензия на привлечение средств физических лиц, и вы летом этого года успешно получили ее обратно. Причем сегодня ситуация на рынке такова, что каждое упоминание Банка России в одной новости с любым другим банком вызывает нервную реакцию у граждан. — Да, действительно, в последнее время Банк России чаще отзывает у банков лицензии, чем выдает новые. Получению лицензии на работу со средствами физических лиц предшествовала колоссальная работа руководства и всех сотрудников банка. Банк успешно прошел многочисленные проверки со стороны регулятора, и в итоге результат напрямую зависел от выполнения нормативных показателей. Банк «Нейва» показал уверенный рост по финансовым параметрам, и летом долгожданное событие наконец-то произошло. В этом огромная заслуга всего коллектива банка и большая личная заслуга Игоря Кошмина, которого я сменил на посту председателя правления.
Факт получения этой лицензии нам очень важен еще и потому, что сегодня события в банковском секторе, к сожалению, не способствуют укреплению доверия потребителей и клиентов к кредитным организациям без государственного участия. На рынке происходит своего рода селекция, и все коммерческие банки так или иначе находятся под ударом, даже если сообщения об отзывах лицензий нас не касаются и никогда не коснутся — клиенты банков очень настороженно реагируют на любые действия регулятора в сфере отзыва лицензий у банков. Поэтому решение Банка России подтвердить профессионализм и надежность Банка «Нейва» выдачей в 2013 году лицензии на работу со средствами физических лиц является уникальным случаем и определенным сигналом нашим партнерам и будущим клиентам.
— Какие услуги Банк «Нейва» собирается предоставить физическим лицам, кроме стандартного набора? — Сейчас мы продолжаем выстраивать продуктовую линейку и сервисы для наших клиентов — поэтапно выводим на рынок новые продукты, прорабатываем тарифную политику. Готовимся к массовому выходу на рынок и резкому росту клиентской базы. Уже этим летом банком была сформирована достаточно мощная команда специалистов. Они заканчивают подготовку к запуску всех основных банковских продуктов, и после старта базовых продуктов и сервисов, получения и анализа впечатлений от наших клиентов на их фундаменте будут реализовывать и запускать уникальные «фишки».
Первым нашим предложением в части расчетного обслуживания для физических лиц стал стартовый пакет «Дебют». Он включает в себя сразу три текущих счета в разных валютах (рубли, долл. США и евро), карту Visa Classic мгновенного выпуска и подключение к нашей системе интернет-банкинга «Банк-он-Лайн». Стоимость пакета всего 99 руб., первый год обслуживания бесплатно, в том числе бесплатное информирование клиентов обо всех операциях через sms-сообщения. Этот продукт мы предлагаем фактически за символическую плату, он является приглашением для наших потенциальных клиентов — физических лиц попробовать и оценить, насколько качественно и удобно банк работает в новом для себя сегменте. Это действительно «Дебют». Мы входим на рынок, поэтому и название простое и честное. Уверен, что впоследствии нашим постоянным клиентам мы предложим пакет услуг «Триумф».
В современном мире все успешные технические новации очень быстро копируются конкурентами. Но нельзя продублировать хорошее отношение — потребители имеют достаточно опыта для самостоятельного выбора. Поэтому помимо удобной технологической платформы для работы с услугами Банка «Нейва» очень большое внимание продолжим уделять качеству работы с клиентами. Особенно внимательно будем относиться к максимально оперативному решению вопросов, которые могут возникнуть у них. Каждый должен постоянно чувствовать, что банк — это падежный партнер, готовый быстро и качественно решать вопросы любого клиента, а не только клиентов категории VIP.
Безусловно, будем продолжать оптимизировать и совершенствовать наши сервисы и для корпоративных клиентов. На этой неделе банк начал работу по организации зарплатных проектов для сотрудников предприятий, и все наши корпоративные клиенты могут воспользоваться новым сервисом на льготных условиях.
— Планируется ли запуск депозитов для физических лиц? — Уже в этом месяце мы выведем на рынок линейку вкладов. Нужно учитывать, что вклады населения — это очень ёмкий, но очень дорогой и подверженный существенным колебаниям источник ресурсов для банков. На этом этапе развития у нас нет планов по массовому привлечению вкладчиков через высокую процентную ставку. Сейчас у банка есть источники пассивов, и в наши задачи не входит привлечение средств населения любой ценой. Наши вклады будут ориентированы на тех клиентов, которым нужен максимально удобный продукт, а величина процентной ставки стоит на втором плане. Планируем дать возможность клиентам при желании управлять вкладами через интернет-банк и банкоматы — переводить средства с депозитных счетов на текущие и наоборот, заключать и расторгать депозитные договоры.
— Какие планы стоят перед банком в следующем году? Станет ли обслуживание физических лиц столь же значимой частью бизнеса банка, как и корпоративный сегмент? — Главная моя задача на следующий год — чтобы наше новое направление розничного бизнеса заняло существенную долю в бизнесе банка. Конечно, за один год сложно дорасти до планки, которую мы достигли по обслуживанию корпоративных клиентов, но уровень хотя бы 50% от этой величины вполне достижим. Разумеется, эти цели довольно оптимистичны, но без установки себе сверхцелей медленнее двигаешься. Уверен, что данное утверждение равно справедливо и для наших клиентов. Нужно использовать этот непростой период как время возможностей. В сотрудничестве с нами они смогут совершить качественный рывок в развитии и обеспечении собственного благополучия.