Сфера ЖКХ остается в России одной из самых болезненных в любое время года. Летом опрессовки и отсутствие горячей воды, зимой — прорывы труб и перебои с теплом. При этом круглогодично на слуху высокие тарифы, некачественная работа управляющих компаний и ТСЖ. О том, как Свердловская область вошла в отопительный сезон, о работе управляющих компаний, отмене зимнего времени и других проблемах отрасли рассказал в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
— Николай Борисович, давайте начнем с больной темы. С 1 июня вступило в силу постановление правительства РФ № 344, по которому за потребление общедомовых нужд сверх нормы должны платить управляющие компании и ТСЖ. Многие организации, обслуживающие жилфонд, откровенно называют его абсурдным. Что им в данном случае делать?— Если управляющие компании еще могут заниматься другими видами деятельности, за счет которых получают прибыль, такими как текущий ремонт, выполнение заказов жителей домов по ремонту, то ТСЖ заниматься этим не могут. И законодательно нигде не прописано, как прямые убытки этих организаций могут быть компенсированы. Автоматически это вызывает рост задолженности за потребленные коммунальные ресурсы.
В перспективе управляющие компании будут как минимум уходить с рынка так называемых нерентабельных домов, то есть домов с ветхими сетями, а максимум — вообще уходить с рынка обслуживания жилищного фонда.
Поэтому сейчас они вынуждены искать источники финансирования, чтобы привести в порядок внутридомовые сети, проводить работу с населением для установки приборов учета и пр. То есть получилось так, что данным постановлением вроде бы защитили население, но в результате управляющим компаниям нечем будет платить за энергоресурсы.
Правительство Свердловской области направило в российский кабинет министров свой отзыв на это постановление. В нем мы выразили свои опасения в том, что оно приведет к банкротству организаций, обслуживающих жилой фонд, и предложили правительству РФ пересмотреть документ с тем, чтобы возложить разницу между общедомовым и индивидуальным потреблением ресурсов на граждан, которые не установили приборы учета.
— Кстати, о приборах учета. Как обстоят дела с их установкой в муниципалитетах? — Однозначно ответить на этот вопрос было бы неправильно. В 19 муниципалитетах оснащенность жилфонда приборами учета составляет практически 100% жилфонда, например, Арамиль, Алапаевск, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Верхняя Пышма и др. А есть ряд городов, где этот показатель не превышает 30-40%. Тот же Нижний Тагил — не более 50%.
— В чем же причина? — Пассивность жителей и то, что у ресурсоснабжающих организаций нет средств для самостоятельной установки этих приборов. То есть схема такая: организация устанавливает приборы за свой счет с последующим возмещением затрат за счет жителей. Если в Екатеринбурге, например, ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» устанавливает их по этой схеме, то, к примеру, в Нижнем Тагиле у МУП «Тагилэнернго» и МУП «Горэнерго» для этого просто нет оборотных средств.
— Давайте вернемся к пассивности населения. Чем она обусловлена? — Два фактора. Первый — это исконно русское «авось». А второе — это отказ выполнять свои обязанности и непринятие законов. То есть нигилизм. По тем же приборам учета в законе четко сказано, что гражданин должен их установить. Тем не менее люди этого не делают. И, откровенно, не из-за того, что у них нет денег. Они просто не хотят этим заниматься.
— Ну, допустим, а как в Свердловской области с платежной дисциплиной? — Тут можно говорить о каких-то средних показателях, потому что в Екатеринбурге 97-98% граждан вовремя платят за коммунальные услуги, но есть территории, где таких сознательных людей только 66%. Здесь, конечно, нужно учитывать фактор уровня заработной платы и доверия к управляющим компаниям. По последнему показателю, у нас три проблемные территории — Артемовский, Талица, Первоуральск. Здесь можно говорить откровенно о произволе управляющих компаний.
— То есть в остальных муниципалитетах все нормально? — Нарушения, конечно, есть, но не так, как в городах, которые я перечислил. Вообще дисциплинированность и качество работы управляющих компаний за последние годы очень выросла. Здесь, кстати, нужно отметить хорошую работу Госжилинспекции региона, которая ужесточила требования к организациям, обслуживающим жилфонд. Плюс к этому, значительно выросла квалификация сотрудников управляющих компаний, чего нельзя сказать о ТСЖ: здесь процент нарушений гораздо больше.
— А как насчет цивилизованности в принципе рынка управления многоквартирными домами? Все же помнят и знают о переделе, о фиктивных собраниях собственников и двойных квитанциях. — Передел рынка существует, и действительно порой он носит криминальный характер. Есть факты, когда на собственников осуществляется давление, чтобы передать управление другим людям. В том числе используется и политический шантаж. В данном случае этим занимаются правоохранительные органы. Тем не менее собственники во многих крупных управляющих компаниях сменились цивилизованным путем.
— В различных управляющих компаниях по-разному отвечают на вопросы людей о необходимости перепрограммирования двухтарифных счетчиков в связи с отменой зимнего времени. При этом в одних говорят, что нужно, а в других — нет. — Управляющие компании не имеют права трактовать нормативные акты. За разъяснениями нужно обращаться в органы исполнительной или муниципальной власти. Поэтому поясняю: собственники счетчиков должны привести их в надлежащее состояние.
У нас в Свердловской области срок перепрограммирования продлен до 1 июня. Но это не значит, что этого не надо делать сейчас, а бросаться перепрограммировать, к примеру, к 28 мая. Жильцам дали время организованно и спокойно выбрать компанию, которая будет этим заниматься, чтобы вызвать работников один раз и все сделать.
— А вы сами как относитесь к отмене зимнего времени? — Как чиновник я обязан выполнять закон. Но как человеку мне стало менее комфортно жить и работать, так как по показателям биоритма я — «сова».
— Вообще отсутствие зимнего времени повлияло на экономику Свердловской области? — Никоим образом не отразилось. У нас много энергоемких предприятий, которые работают круглосуточно. Поэтому значительных изменений не произошло. По ряду же других субъектов РФ экономия получилась действительно существенная.
— И снова про зиму. Оцените, как регион вошел в отопительный сезон? — Особенность этого года в том, что не было «бабьего лета». Поэтому жители в сентябре уже почувствовали дискомфорт. Тем не менее график вхождения в отопительный сезон был выполнен практически всеми муниципалитетами области. Если говорить только о технической стороне, то несмотря на плавное начало сезона, был ряд моментов, которые были не устранены. Я имею в виду не везде своевременно законченный ремонт сетей. В качестве примера могу привести Белоярский и Каменский районы, Екатеринбург.
— Вам самому-то тепло дали? А то вы в начале сезона пожаловались, что живете в холодной квартире. — Я не жаловался, я констатировал факт. У меня дом находится на возвышенности, и поэтому тут все дело было в гидравлике. В этом есть один плюс: я всегда знаю, раз у меня дома появилось тепло, значит гидравлический режим выровнялся по всему городу. Кстати сказать, в этом же районе Екатеринбурга живет и главный инженер ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Так что он тоже сидел без тепла (смеется).
— Прогноз можете дать на зимний период? К чему готовиться людям, если говорить о ЖКХ? — Сезон простым не будет. Синоптики обещают низкие температуры. Это минус. С другой стороны, зиму обещают снежную, и глубина промерзания земли не будет экстремальной. С учетом же того, что все организации, вовлеченные в процесс, хорошо подготовились в этом году, я планирую, что крупных аварийных ситуаций не будет. Мелкие, безусловно, будут, но в области есть все ресурсы для их оперативного устранения, поэтому если такое случится, надеюсь, что неудобства для свердловчан будут минимальны.
— Подводя итог: оцените состояние сферы ЖКХ в Свердловской области? — В целом не получится. Если говорить о юридической грамотности и подготовке в сфере ЖХК жителей и управляющих компаний, то мы если не лучший, то один из лучших субъектов РФ. Всеми отмечается, что правовая грамотность населения и руководителей предприятий отрасли очень высокая. Если говорить о технической готовности к отопительному сезону, по оценке Минрегионразвития РФ, мы вошли в тройку лидеров наравне с Москвой и Московской областью. Проблема, которая остается — это долги. Задолженность только населения составляет 2,7 млрд руб. Это нас не красит. Тем более что уровень тарифов у нас — не самый высокий среди субъектов РФ. Мы входим в пятерку регионов с самыми низкими тарифами. В ЖКХ в принципе без проблем не бывает. Они есть, и над их решением мы работаем.