Дорогой сценарий: развитие промышленности региона обойдется в 46 млрд рублей
Правительство Свердловской области утвердило программу развития промышленности региона до 2020 года. В непростых условиях дефицитного бюджета власти планируют привлечь для дальнейшего роста металлургического и машиностроительного комплексов Среднего Урала, которые составляют основу экономики региона, 46,2 млрд руб. Основная ставка будет сделана на инновационную экономику, использование крупных федеральных и региональных производственно-технологических программ и проектов для поддержки существующих и запуска новых инновационных кластеров, а также ориентацию промышленности на достижение глобальной конкурентоспособности.
Предполагается, что в результате реализации программы развития промышленности и науки в Свердловской области к 2020 году объем отгруженных товаров собственного производства возрастет в 3,5-4,3 раза, инвестиции увеличатся в 1,4-2,7 раза, а темп роста численности занятых в промышленности составит 100,3-102,3%.
При этом заработная плата в обрабатывающих производствах достигнет 42 500-57 600 руб. (в ценах 2011 года), производительность труда в промышленности возрастет в 3,5-4,2 раза (в том числе в машиностроении — в 4-6 раз), а доля инновационной продукции в объеме отгрузки составит 20-35%.
Пока же председатель правительства Свердловской области Денис Паслер прогнозирует, что в 2013 году в бюджет региона поступления от промышленных предприятий области сократятся на 6,3 млрд руб.
«Мы это понимаем, и на предприятиях это понимают. По каждому из них у нас есть конкретные цифры. И хотя у нас не плановая экономика, но планировать нам приходится. И мы, и руководство предприятий должны четко понимать, что делать в перспективе», — считает Денис Паслер.
По его словам, промышленность Свердловской области, в основе которой лежат предприятия металлургического и машиностроительного комплекса, зависит от мировых цен на металлы. Это делает экономику региона уязвимой к их резкому изменению и создает сложности в плане макроэкономического менеджмента, регулирования, конкурентоспособности и диверсификации. Кроме того, рынок машиностроения значительно ослаб после вступления России в ВТО.
«Болевые точки» Свердловской промышленности известны. В частности, это предприятия ОК «РУСАЛ» — ОАО «Уральский алюминиевый завод» (УАЗ) и ОАО «Богословский алюминиевый завод» (БАЗ), а также ОАО «Уралмашзавод», основным акционером которого является ОАО «Газпромбанк».
На первом предприятии ОК «РУСАЛ» уже проведена консервация электролизного производства с перспективой его возобновления при благоприятной конъюнктуре рынка. Что касается БАЗа, то сохраняется надежда на то, что на его площадке будет реализован проект индустриального парка «Богословский», в который правительство Свердловской области уже вложило 107 млн руб. Кроме того, ОК «РУСАЛ» сумела приобрести Богословскую ТЭЦ, что, по оценкам аналитиков, позволит снизить затраты на электроэнергию, привязав, например, стоимость электроэнергии к цене на алюминий на LME (Лондонская биржа металлов). В результате БАЗ может выйти из списка наименее рентабельных производств.
Что касается ОАО «Уралмашзавод», то здесь ситуация более неопределенная, учитывая постоянное молчание самих владельцев предприятия. Известно, что металлургическое производство на заводе остановлено, и его планируют перенести на другой участок.
Изначально в планы менеджмента завода входил перенос литейного производства из ветхих цехов в Санкт-Петербург на «Ижорские заводы». Тогда региональным властям удалось этого не допустить, и в данный момент рассматриваются два варианта сохранения производства. В одном случае металлургическое производство будет расширено на промплощадке ОАО «Уралхиммаш» в Екатеринбурге, что подразумевает фактически строительство нового завода, который станет «дочкой» ОАО «Уралмашзавод». Во втором случае литейное производство перенесут в северную часть завода, что повлечет сокращение производительности сталеплавильной электродуговой печи на 30-40%, так как это обусловлено экологическими и санитарными нормами. Соответствующее постановление будет подписано в ближайшее время, однако запуск нового производства произойдет не ранее, чем через три-четыре года.
Кстати, оценивая перспективы стабилизации работы на ОАО «Уралмашзавод», Денис Паслер уповает именно на то, что у предприятия есть крупный собственник. Однако по большому счету региональные власти вмешиваться в хозяйственный процесс не могут. Видимо поэтому, чтобы покрыть дефицит бюджета, но при этом сохранить его социальную направленность, правительство Свердловской области решило начать с себя.
В частности, на 10% будут сокращены расходы на обслуживание аппарата кабинета министров региона. В качестве примера председатель правительства области привел в пример министерство социальной защиты населения, где автопарк ведомства со 180 автомобилей во всех муниципалитетах будет сокращен в два раза. «Министерство уже планово работает над этим вопросом, и я уверен, что качество деятельности его не изменится, а эффективность даже повысится, так как надобности в таком количестве машин сейчас нет», — уверен премьер-министр Свердловской области.
Что же касается перспективы развития промышленности и науки, то до 2020 года на комплексную программу их развития из федерального бюджета привлекут 18,2 млрд руб., а из внебюджетных источников — 28 млрд руб.