Транспортные компании бьют тревогу: пассажирские пригородные перевозки убыточны, что может привести к закрытию маршрутов или банкротству самих предприятий. При этом решить проблему пока не получается. Перевозчики, не желая нести финансовые потери, требуют поддержки властей. Однако пока взаимопонимания найти не удалось: власти не намерены помогать нерентабельным компаниям.
С точки зрения правительства региона, работу по преодолению убыточности в данном случае следует начинать с оптимизации транспортной сети муниципальных образований.
«Первоочередным вопросом здесь является оптимизация транспортной сети, т. е. приведение в соответствие с потребностями населения маршрутов, расписания, количества отправлений из каждого пункта и т. д.», — отметил на заседании коллегии министерства транспорта и связи Свердловской области заместитель министра транспорта и связи Василий Старков.
Однако, по мнению представителей Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области, причины убыточности пригородных пассажирских перевозок в разных муниципальных образованиях не одинаковы, и общего способа их преодоления быть не может. По данным проведенного специалистами организации анализа маршрутной сети межмуниципального пригородного сообщения и существующего порядка эксплуатации, причины отсутствия рентабельности далеко не всегда заключаются в непродуманной организации маршрутной сети.
«Типовую организацию пригородного сообщения можно рассмотреть на примере Ирбита. Здесь маршруты соединяют населенные пункты, численность жителей в которых составляет 200-600 человек: мы не можем оставить этих людей без транспортного сообщения, но и заставить их ездить регулярно тоже не можем. Эту сеть оптимизировать дальше уже некуда, хотя при такой численности населения рентабельности на ее маршрутах не будет никогда, т. к. нет стабильности», — пояснила исполнительный директор Союза Лилия Саранчук.
С другой стороны, по словам Л. Саранчук, сеть вокруг Екатеринбурга убыточна из-за нелегальных перевозчиков, численность которых в настоящее время достигает 50% от всех компаний, занимающихся организацией пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок. Здесь проблему нужно начинать решать на законодательном уровне.
«В настоящее время закон РФ предполагает возможность привлечения к ответственности вплоть до уголовной за незаконную предпринимательскую деятельность, однако данная процедура предполагает наличие серьезной доказательной базы, которую собрать не так-то просто. В любом случае эти дела рассматриваются в суде, что занимает много времени. Штрафы же, выписываемые сотрудниками ГИБДД и муниципальной транспортной инспекцией, не пугают нарушителей, очевидно, в силу прибыльности их бизнеса», — отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
Таким образом, проблемы у перевозчиков существуют разные, но итог один: убыточные компании не видят возможности собственными силами и законными методами наладить бизнес.
«В Красноуфимском районе маршруты межмуниципального сообщения почти полностью совпадают с пригородными, что приносит последним значительные убытки. На Нижнетагильском направлении действует множество нелегалов. В результате все перевозчики выкручиваются, что приводит к дальнейшей криминализации рынка пассажирских перевозок», — отметила Л. Саранчук.
Поскольку ни один предприниматель не захочет работать себе в убыток, перевозчики в создавшихся условиях либо просто закрывают нерентабельные маршруты, либо получают поддержку со стороны муниципальной власти, заинтересованной в сохранении транспортной доступности своих населенных пунктов.
«Наше общество с ограниченной ответственностью было организовано на месте обанкротившегося Нижнетагильского муниципального предприятия, и так сложилось, что весь наш бизнес «белый». Поэтому экономить, не заключая договоры с автовокзалами и высаживая людей на «черных» станциях, собирать деньги и не обилечивать пассажиров, как делают многие другие, я не буду. Но и поддерживать, а тем более увеличивать убыточное производство тоже не имею возможности. Поэтому мы уже отказались от обслуживания 8 маршрутов из 18, и если не будет решен вопрос о субсидировании, бизнес заставит нас закрывать еще маршруты», — рассказал директор одной из компаний, занимающихся обслуживанием пригородных пассажирских маршрутов Нижнего Тагила.
Таким образом, по мнению предпринимателей, без субсидий со стороны областной и муниципальной власти компании-перевозчики будут отказываться от пригородных перевозок и уходить в другие сегменты рынка.
Между тем позиция областного правительства в этом отношении остается достаточно жесткой.
«Дотировать и субсидировать производство, которое неэффективно — это просто-напросто «деньги на ветер». Да, мы будем дотировать, но оптимальную, рентабельную сеть», — заявил В. Старков.