Члены комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного собрания Свердловской области одобрили внесение поправок в региональный бюджет на 2013 год, направленных на уменьшение дефицита областной казны. Согласно законопроекту, почти 6,5 млрд руб. планируется сэкономить за счет урезания финансирования целевых программ, обслуживания госдолга и на сокращении резервного фонда. Единогласное одобрение поправок со стороны членов бюджетного комитета прошло на фоне падения экономических показателей региона и неутешительных прогнозов, представленных профильными министерствами. При этом областному парламенту рекомендовано принять поправки сразу в трех чтениях. Замедление с принятием законопроекта может привести к лишению региона средств из федерального бюджета.
По прогнозам министерства финансов Свердловской области, дефицит бюджета к концу 2013 года достигнет рекордной для региона суммы в 30,6 млрд руб. Для сравнения, после кризиса 2008 года бюджетный дефицит не превышал 10 млрд руб. За последние полтора года этот показатель вырос сразу в три раза.
Увеличение разрыва между доходами и расходами в регионе обусловлено снижением деловой активности, падением показателей промышленного производства и общей экономической ситуацией. На 8 млрд руб. ухудшен прогноз по налоговым и неналоговым поступлениям. Ожидается, что доходы по этой статье не превысят 137,7 млрд руб. Бюджет Свердловской области недополучит 6,3 млрд руб. Объем доходов составит 156,4 млрд руб. Одновременно с этим бюджет Свердловской области нагружен дополнительными обязательствами, которые обусловлены необходимостью исполнения «майских» указов президента. Дополнительные риски создает сохранение тенденции налоговых возвратов.
Разработанный областным минфином законопроект предлагает сократить 6,4 млрд руб. за счет уменьшения объема средств на обслуживание госдолга, резервного фонда и финансирования целевых программ. На последнем пункте планируется сэкономить 3,5 млрд руб. В частности, 104,5 млн руб. не досчитается программа по развитию сети железнодорожного транспорта. Еще 112 млн руб. заберут из сферы развития спорта. На подготовке к ЧМ-2018 сэкономят 210 млн руб. Ассигнования на развитие инфраструктуры и инноваций сократятся на 443,2 млн руб., на модернизацию агропромышленного комплекса — 84,5 млн руб. На 750,2 млн руб. сократится финансирование программы фонда обязательного медицинского страхования.
«Отмечу, что сокращение проведено по расходам, потребность в которых либо отсутствует, либо не имеет правового основания. Сокращение расходов не повлияет на целевые показатели указанных программ», — сказала на заседании бюджетного комитета глава областного минфина Галина Кулаченко.
Как пояснил участникам заседания глава бюджетного комитета Владимир Терешков, из целевых программ выводятся средства, висящие «мертвым грузом». Такая ситуация, в частности, сложилась с объектами областного министерства спорта. Получив деньги на реализацию проектов, ведомство не смогло найти под них земельных участков.
«Очень часто от министерства спорта идут серьезные заявки и просьбы. Но на самом деле они в середине года не подтверждены ничем, кроме «хотелок». А под «хотелки» деньги не дают. Я предлагаю не рассматривать подобные расходные обязательства», — отметил Терешков.
Также было обращено внимание на восемь из девяти «зависших» объектов комплексной программы «Столица». По мнению Терешкова, пока в программе не прописаны механизмы содержания созданных объектов, их строительство бесполезно.
«Освоение четырех миллиардов рублей в системе города Екатеринбурга требует одновременного создания большой мощной инфраструктуры, которая позволит превратить эти деньги в конкретные результаты», — отметил глава бюджетного комитета.
Вместе с тем в ближайшее время пересматривать объем финансирования концепции не планируется.
Другие участники заседания обрушились с критикой на специалистов, составляющих прогнозы. Лев Ковпак обратил внимание на министерство социальной политики, которое вернуло неиспользованные 525 млн руб. Эти средства были запрошены ведомством на основании прогнозов различных специалистов.
«Я думаю, может, нам пора привлекать одних и тех же специалистов по одному вопросу?», — сказал Ковпак.
Из-за разнобоя в прогнозах, как отметил депутат, десятки и сотни миллионов рублей распределяются между ведомствами, где лежат без всякой пользы. При этом в своих дискуссиях парламентарии практически обошли стороной другие меры сокращения дефицита бюджета. Вопросов у них не вызвало ни сокращение резервного фонда с 2 до 1,5 млрд руб., ни уменьшение на 456,7 млн руб. обслуживания государственного долга Свердловской области.
«Это наше управленческое решение. Мы сумели не заимствовать в течение девяти месяцев», — пояснила Кулаченко.
По ее словам, воздерживаться от заимствований региону позволяют остатки внутренних ресурсов и депозиты. За счет этого сам потолок госдолга будет уменьшен на 534,5 млн руб. — до 36,9 млрд руб. Вместе с тем глава финансового ведомства не исключила повышения объема госдолга Свердловской области в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Как следует из слов министра, единственной мерой по сохранению госдолга в рамках, установленных Налоговым кодексом, является сохранение балансировки бюджета.
Сергей Беляев