В ближайшее время автолюбители могут столкнуться с нововведениями на рынке автострахования. Накануне в Госдуме выступили с весьма необычной инициативой: объединить страховые полисы ОСАГО и КАСКО, а также ввести франшизу для обязательного автострахования. В случае введения последнего владельцам автомобилей придется самостоятельно оплачивать мелкий ремонт. Впрочем, эксперты восприняли эту идею неоднозначно и считают, что снизить таким образом тарифы не удастся.
Ввести подобные новшества предложила глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина.
«Если человек хочет приобрести у страховой два смежных продукта, то компания могла бы предоставить ему такую возможность в одном полисе. Речь идет об упрощении процедуры получения услуги, об объединенном документе, а не о навязывании дорогостоящего страхования», — рассказала Наталья Бурыкина РБК daily.
Но в то же время возможность полного слияния ОСАГО и КАСКО и переведения последнего в разряд обязательных страховок в Госдуме даже не обсуждали, заверила она.
Впрочем, не все эксперты разделяют мнение инициаторов, считая, что российский рынок автострахования нуждается в более кардинальных переменах.
Представитель свердловской региональной общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Анатолий Горлов отмечает, что сегодняшнее законодательство сложилось не в пользу пострадавшего в ДТП.
«Страховые компании нужно регулировать гораздо более жесткими способами. Если раньше можно было найти 5-10 компаний с честной репутацией, то сегодня таковых нет вообще. При обсуждении закона об ОСАГО было высказано много хороший идей, но они не были услышаны, потому что страховые компании лоббировали свои интересы», — подчеркнул Анатолий Горлов.
Председатель союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин подчеркивает, что прежде всего КАСКО и ОСАГО — это разные вещи. Совместить их в одном документе — возможно, но объединить как виды — нет. Ведь они абсолютно разные, у каждого свои особенности.
Другим новоиспеченным сюрпризом для автовладельцев стало введение франшизы для обязательного автострахования, когда страхователь соглашается оплачивать мелкий ремонт за свой счет, за что получает скидку на КАСКО, уточняет «Российская газета».
«Почему человек, который заключил договор и заплатил, должен самостоятельно оплачивать причиненный ущерб? Это нецелесообразно. Вообще обсуждать могут различные инициативы, все что угодно, но насколько реально их воплотить — это уже другой вопрос», — отмечает О. Цыпулин.
Однако самым интересным вопросом для автолюбителей остается то, как отразятся подобные инициативы на тарифах.
По словам Натальи Бурыкиной, введение франшизы даст возможность не повышать стоимость тарифов.
«Если в КАСКО есть франшиза, почему в совмещенном полисе не может быть франшизы, распространяемой на КАСКО и на ОСАГО», — уточнила Наталья Бурыкина, выступая в Деловом клубе РИА «Новости» на Тверской.
Впрочем, эксперты ставят под сомнение изменение тарифной политики страховых компаний.
«О снижении тарифов сложно говорить, ведь страховые компании постоянно получают серьезные убытки по ОСАГО. И навряд ли снизят тарифы по этому направлению. И если даже это произойдет, то компании просто начнут уходить с рынка», — отметил Олег Цыпулин.
Однако Анатолий Горлов подчеркивает, что тарифы для автовладельцев скорее будут расти, чем падать.
«Все страховщики всегда жалуются, что автострахование — не выгодный бизнес, он убыточен. Но при этом с рынка не уходят. Тарифы, скорее всего, будут расти, так как этого хотят страховщики, и они точно найдут нужные доводы», — подчеркнул Анатолий Горлов.
Некоторые эксперты отмечают, что введение франшизы может привести к беспорядкам на дорогах.
«Если франшизу должен оплачивать сам страхователь, то мы возвращаемся в девяностые, когда проблемы решались на месте и не всегда цивилизованным путем. Если страховщик оплачивает ущерб потерпевшему без учета франшизы, а потом взыскивает его со страхователя, то через некоторое время суды будут просто завалены исками от страховщиков о взыскании франшизы. Потому что очень сомнительно, что она всегда будет оплачиваться добровольно. Поэтому говорить о том, что введение франшизы должно автоматически привести к снижению тарифа по ОСАГО, в лучшем случае, преждевременно», — рассказал «АвтоВестям» представитель компании «Ресо-гарантия» Никита Ситников.
Напомним, что парламентские слушания по закону об ОСАГО пройдут в конце октября, где депутаты рассмотрят предложенные инициативы.
Анастасия Куликова