Владельцы не соответствующей стандартам наружной рекламы упорно не хотят убирать ее с улиц Екатеринбурга. В неделю городская администрация демонтирует до нескольких десятков незаконных конструкций, однако распространители либо препятствуют в демонтаже, либо просто вешают их заново. При этом некоторые игроки рекламного рынка приветствуют новое постановление, поскольку оно повышает ценность каждого щита и растяжки, а также позволяет сделать городское пространство более эстетичным.
Напомним, в начале этого года в Екатеринбурге вступили в силу новые правила размещения наружной рекламы, согласно которым запрещено устанавливать растяжки и прочие конструкции над проезжей частью и в зоне охраны объектов культурного наследия. Запрещено также размещать рекламу на ограждениях балконов и лоджий, деревьях, кустарниках, клумбах и в цветниках. В центре города могут быть установлены конструкции площадью до 18 кв. м.
Между тем владельцы рекламных поверхностей не спешили выполнять постановление с момента его принятия, так как оно напрямую влияло на их доходы. В итоге администрация поставила им ультиматум: убрать все конструкции до конца весны. В случае отказа власти бы самостоятельно демонтировали рекламу, а оплатить работы пришлось бы операторам и владельцам. Позднее сроки демонтажа конструкций отодвинулись, но в июне он все-таки начался.
Как сообщили в администрации города, рейды по снятию незаконных растяжек продолжаются и прекращаться не будут. Однако помимо рекламщиков демонтажу рекламных конструкций препятствуют и правоохранительные органы.
«В среднем каждую неделю мы снимаем по 18-20 растяжек, но, к сожалению, через несколько дней они могут появиться в том же месте. Как, например, на Малышева. Необходима совместная работа с правоохранительными органами, которые по непонятным причинам поддерживают рекламные компании. Если на дневных совещаниях представители правоохранительных органов идут на сотрудничество, то когда мы выходим в рейд, постовые службы запрещают нам снимать растяжки», — сказал пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков.
Ранее владельцы конструкций заявляли, что не считают их размещение незаконным. Кроме того, гендиректор ЗАО «Рекламное агентство «Любимый город» Светлана Романовская в начале августа на пресс-конференции заявляла, что в результате демонтажа 58 растяжек они понесли ущерб в размере 1,5 млн руб.
При этом в администрации Екатеринбурга не принимают обвинения со стороны рекламных компаний, объясняя все федеральными требованиями. «Постановление администрации Екатеринбурга законно, так как прошло юридическую проверку, и есть соответствующее решение Арбитражного суда Свердловской области, а рекламные фирмы о демонтаже были предупреждены заранее», — пояснял тогда Денис Сухоруков.
Однако стоит отметить, что участники рынка еще в прошлом году начали задумываться о перспективности этого сегмента рекламного бизнеса с учетом обсуждаемых поправок в закон «О рекламе». Ведь официальная причина запрета перетяжек — наносимый ими ущерб архитектурному облику города и несоответствие нормативным требованиям безопасности дорожного движения: водители отвлекаются на броские рекламные носители, что чревато дорожно-транспортными происшествиями.
Креативный директор рекламного агентства «Восход» Андрей Губайдуллин считает, что определенные изменения в наружной рекламе города произошли, пусть и не слишком заметные.
«Все равно город открывает свои красоты, и это в плюс. И во время принятия постановления я говорил, что креативным агентствам это на руку, поскольку ценность одного конкретного щита взятой конструкции или растяжки возрастает: «абы что не повесить», — сказал представитель рекламной индустрии, отметив, что пока количество не очень эстетичной рекламы, на его взгляд, особо не снизилось.
В целом борьбу с обилием неэстетических рекламных конструкций следовало начать уже давно, считает урбанист и архитектор Владимир Злоказов.
«Рекламные конструкции можно сравнить с баннерами на сайтах: даже если мы получили нужную информацию, то все равно осталось не самое лучшее впечатление. Также и с городом: щиты и растяжки закрывают его, не давая увидеть. Давно пора навести здесь порядок, и то, что мэрия здесь делает какие-то шаги, безусловно, похвально, но этого недостаточно. Видимо, пока просто не хватает реальных инструментов. Можно также предложить следующие шаги по улучшению ситуации. Например, в Париже есть монополия на размещение рекламы, и взамен компания должна поддерживать в рабочем состоянии городскую систему велопроката», — сказал эксперт.
Аналогичное мнение выразил директор медиабаингового агентства в составе РГ Deltaplan Сергей Малков.
«Наружная реклама как элемент эстетического облика города должна рассматриваться в совокупности с другими составляющими: архитектурой, исторической ценностью зданий и т.д. При таком подходе можно было бы выделить участки города, где любая наружная реклама неуместна. Не «зачищать» от нее центр города подчистую, а смотреть на конкретные кварталы улиц. Рядом с высотками и современной застройкой реклама смотрится органично, в то время как в окружение купеческих особняков (хоть в центре, хоть в отдалении) она, действительно, не вписывается», — считает эксперт.
Отметим, что бороться с незаконной рекламой начинают не только в Екатеринбурге: мэрия Нижнего Тагила также решила упорядочить места расположения рекламных конструкций, и предлагает компаниям высказать свои предложения.