Между путевками на отдых из Екатеринбурга и намерением США бомбить Сирию, оказывается, есть связь. Эксперты утверждают, что закрытие воздушного пространства над этой страной для гражданской авиации станет причиной увеличения длительности полетов, а, соответственно, и расхода топлива. Более того, убытки авиационных и туристических компаний будут тем больше, чем дольше Сирия будет находиться под ударом.
«Сирия, как вы видите, находится на грани интервенции со стороны США. Мне кажется, американцы сделают все, чтобы «свалить» режим Асада, оказавшийся на удивление прочным. Что заставляет американцев действовать даже вопреки мнению своих союзников, сказать однозначно сложно. Сразу вспоминается концепция «управляемого хаоса». Согласно ей, США целенаправленно дестабилизируют обстановку в ближневосточном регионе, что позволяет им ослабить серьезность своего экономического положения», — прокомментировал ситуацию историк-востоковед, эксперт по современным странам Востока, преподаватель кафедры востоковедения Института социальных и политических наук УрФУ Сергей Смирнов.
Что касается туриндустрии, то, по его мнению, прогнозы здесь, в связи с международной обстановкой, не очень утешительны.
«Туристы из нормальных стран предпочитают более стабильные регионы. Я не говорю о России, здесь совсем другая песня. Наши проклинают операторов, над которыми висит «дамоклов меч» государства, не давший им отдохнуть в Египте», — добавил он.
По мнению аналитиков, эта ситуация наиболее сильное влияние окажет на авиационный бизнес и уже, как следствие, на туристический.
«Надо понимать также, что подобные серьезные военные конфликты могут провоцировать существенный рост цен на нефть и нефтепродукты. Поэтому несмотря на то, что прямое влияние кажется не слишком существенным, то есть максимум оно ограничивается прекращением полетов в те или иные регионы. В Сирии уже достаточно давно регулярно вели чартерные рейсы и российские, и многие зарубежные авиакомпании. В связи с облетом территории, которую авиакомпании вынуждены будут делать, и повышением расхода топлива цена на него вырастет, и, как следствие, подорожают авиабилеты», — заявил главный редактор информационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Он также отметил, что финансовые потери авиакомпаний будут зависеть от длительности действий США и могут составить сотни миллионов долларов.
«Что же касается возможных убытков компаний, то все будет зависеть от того, насколько длительной и широкомасштабной будет акция, проводимая США и их союзниками, потому что любое ограничение полетов, изменение воздушных трасс в масштабе всей мировой авиатранспортной индустрии может обернуться сотнями миллионов долларов убытков, а, может быть, и больше», — заключил он.
Как оказалось, большинство авиакомпаний уже давно не летают над Сирией. Они изменили траектории полетов своих бортов весной этого года в связи с запретом Росавиации.
«В настоящее время ни один из рейсов авиакомпании «Уральские авиалинии» не пролегает над территорией Сирии. Рекомендации по изменению маршрутов полетов над территорией Сирии были получены от авиационных властей еще весной этого года», — сообщили в пресс-службе компании.
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» также не осуществляет перелеты над Сирией с 30 апреля. Как заявили представители компании, такое решение было принято несмотря на некоторое увеличение времени полета, исходя из полученных рекомендаций, в целях обеспечения безопасности. В компании также отметили, что никаких задержек рейсов и изменения цен в связи с этим не было.
Некоторые авиакомпании перестали пользоваться воздушным коридором Сирии и того раньше — с января 2013 года, но не по рекомендациям государственных органов, а по собственной инициативе.
«С января 2013 года ни один маршрут не проходит над воздушным пространством Сирии. Поэтому сейчас запрет на этот воздушный коридор на наших клиентах никак не отразится», — пояснили в компании «Трансаэро».
Однако, вероятно, авиакомпании лукавят, потому что удлинение маршрута перевозки не может не отразиться на его стоимости.
Представители туриндустрии отметили, что путевки в Израиль в этом году существенно подорожали. А Иордания, которая изначально рассматривалась как альтернатива Египту, теперь испытывает сложности с туристическим потоком.
«Израиль — рынок для российского туризма достаточно новый. Это сложное направление, и пока оно не стало массовым: из-за его дороговизны оно не может конкурировать с другими турпродуктами. Но в этом направлении происходит миграция из России на постоянное место жительства, совершаются паломничества, особенно во время религиозных праздников, также Израиль интересен как экскурсионный маршрут. Что касается Иордании, то это направление не менее сложное, но интересное, так как может представлять замену Египту. Некоторое время это направление росло, но на данный момент остается неразвитым», — отметил директор «Натали-турс» Олег Хигер.
Возможно, сейчас бизнес действительно не почувствовал серьезных изменений в связи с закрытием воздушного пространства над Сирией. Однако было бы действительно странно, если бы представители авиакомпаний уже сейчас заявили о своих грандиозных убытках. Скорее всего, повышение тарифов произойдет постепенно, и не обязательно на израильском направлении, ведь компенсировать перерасход топлива компании все равно будут.
Татьяна Юстус