По итогам января-июня 2013 года страховые компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках, недосчитались 78% страхователей от прогнозных показателей. В результате ожидается, что страховые сборы по итогам 2013 года окажутся меньше ожидаемых на треть. Перевозчики считают, что это связано со слабым контролем за исполнением закона со стороны надзорных органов. Страховщики также грешат на госструктуры, но теперь уже в плане проведения тендеров на рейсы.
Федеральный закон №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» был принят 14 июня 2012 года и вступил в силу с 1 января 2013 года. Документ устанавливает обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда пассажирам при перевозках железнодорожным, воздушным, морским транспортом, а также внутренними видами транспорта, автомобильным транспортом (за исключением легковых такси), городским наземным электрическим, а также внеуличным транспортом.
Фактически перевозчики, не застраховавшие свою ответственность, при причинении вреда пассажирам с 1 апреля 2013 года должны штрафоваться в административном порядке на суммы от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. Кроме того, таким перевозчикам запрещается эксплуатация незастрахованных транспортных средств. Контролировать же исполнение закона было возложено на Министерство транспорта РФ.
В 2013 году страховщики, основываясь на данных Ространснадзора, рассчитывали, что к ним обратятся 300 тыс. компаний. Однако на 1 июня 2013 года застраховались только 65 тыс. 703 фирмы. Ожидается, что страховые сборы по итогам 2013 года окажутся меньше ожидаемых на треть. Таким образом, на сегодняшний день официально на рынке лишь 22 тыс. компаний осуществляют автобусные перевозки в городском сообщении. Еще 18 тыс. фирм занимаются автобусными перевозками в городском сообщении по заказам. Пригородными перевозками занимаются 14 тыс. 146 перевозчиков, а междугородними и международными — 10 тыс. 603.
По словам директора ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» Сергея Лоскутова, такие данные могут быть обусловлены двумя показателями. «Изначально закон был таков, что страховщики долгое время не могли определиться с тем, каков должен быть механизм его применения. Только к апрелю они определились, что и как следует сделать, и наша компания в сроки уложилась», — сообщил Сергей Лоскутов.
В качестве второй причины он называет тот факт, что статистика Ространснадзора по количеству перевозчиков, на базе которой делался прогноз страховых компаний, не соответствует реальному положению дел.
«По всей видимости, в ведомстве подсчитали количество лицензий у транспортных компаний на осуществление пассажирских перевозок и все. А де-факто многие компании, которые имеют разрешение на такой род занятий, просто ими не занимаются», — считает директор ООО «Ю-Ви-Эй-Транс».
Другого мнения придерживается заместитель генерального директора ООО «Транспортно-логистический центр» Георгий Округин. По его словам, те компании, у которых нет страховки, просто не хотят тратить на нее деньги, и работают без нее.
«При этом надзора со стороны Министерства транспорта РФ нет никакого. В Свердловской области порой всего один человек работает от них в целом районе. У него просто времени не хватит все проверить, поэтому он и проводит ревизии только тех перевозчиков, у которых все документы в порядке, и отчитывается так перед руководством», — сообщил Георгий Округин.
С ним частично согласен заместитель начальника отдела центра страхования ответственности ОАО СК «Альянс» Алексей Алькин. Он признает, что в различных регионах РФ контроль за транспортными предприятиями не на должном уровне.
«В других регионах за этим активно следят не только специалисты Минтранса, но и прокуратуры, и уже есть прецеденты, когда транспортные компании, не застраховавшие свою ответственность за причинение вреда пассажирам, штрафовались по новому закону», — отметил он.
Что же касается неоправданных надежд страховщиков, то, по его мнению, со вступлением в силу федерального закона №67-ФЗ, многие перевозчики или ушли с рынка, или стали объединяться. То есть их количество снизилось значительно. Эта версия также говорит в пользу того, что изначально статистика Ространснадзора по количеству перевозчиков, на базе которой делался прогноз страховых компаний, не соответствует действительности.
«Положительное развитие ситуации я вижу только при активном участии Минтранса, так как в ведомстве откровенный бардак в документационном обеспечении. Сейчас сложилась такая схема, что так называемые крупные холдинговые компании выигрывают конкурс на маршрут, далее, не имея ни одного автобуса, передают функции «дочкам» и подрядчиком, а те распределяют функции между индивидуальными предпринимателями. Плата с каждым таким шагом, соответственно, растет, и те, кто реально перевозят людей, своих денег фактически не получают. Соответственно, вопрос безопасности пассажиров уходит на второй план, то есть о страховке не может быть и речи», — считает Алексей Алькин.
Отметим, что страховщики еще с начала вступления закона в силу скептически относились к нему как инструменту получения прибыли.
«Это обязательный вид страхования, как и другие подобные продукты, и является социальным. Он вряд ли принесет какие-то особые прибыли. Его задача в отношении страховщика — в какой-то степени обеспечивать оборот компании и расходы на ведение дела», — отмечала ранее директор по обязательным видам страхования ООО СК «Северная Казна» в Екатеринбурге Вилена Лбова.
Значение нового закона участники страхового рынка видят в приведении нормативной базы РФ к стандартам общемировой практики, когда риски и разрешение последствий непредвиденных ситуаций ложатся на плечи страховых компаний, а не государства.
Дмитрий Васильев