Омут страхования: пассажирские перевозки могут стать дороже
Вступление в силу с 1 января 2013 года закона об обязательном страховании пассажирских перевозок вызывает множество вопросов у всех заинтересованных сторон. Страховые организации все еще не имеют возможности осуществлять данный вид страхования, и компании-перевозчики готовятся нести убытки по выплате не только страховых премий, но и значительных компенсаций пострадавшим клиентам.
Напомним, что принятый 14 июня 2012 года Федеральный закон №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» устанавливает обязанность перевозчика осуществлять страхование своей гражданской ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозках железнодорожным, воздушным, морским транспортом, а также внутренними видами транспорта, автомобильным транспортом (за исключением легковых такси), городским наземным электрическим, а также внеуличным транспортом. Перевозчики, не застраховавшие свою ответственность, при причинении вреда пассажирам уже сейчас обязаны возмещать ущерб пострадавшим из собственного бюджета, а с 01.04.2013 года вводятся административные штрафы в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. за отсутствие обязательной страховки, и запрещается эксплуатация незастрахованных транспортных средств. Контроль за исполнением закона возлагается на Министерство транспорта РФ.
Однако застраховать свои перевозки компаниям не так-то просто. Как сообщают представители страховых организаций, в настоящее время такой услуги они предоставить не в состоянии даже при наличии соответствующей лицензии.
«Закон как таковой вступил в силу, но в его рамках страхование не может начаться до тех пор, пока страховщиками не выбран контролирующий орган. Этим органом станет Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), членами которого мы являемся после того, как в его устав будут внесены определенные изменения», — сообщила директор по обязательным видам страхования ООО СК «Северная Казна» в Екатеринбурге Вилена Лбова.
По словам представителей страховых компаний, в настоящее время принятые изменения в уставе НССО проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ, и срок их рассмотрения истекает в конце февраля.
«Мы надеемся, что уже с конца текущего месяца все страховщики, являющиеся членами НССО и получившие соответствующую лицензию, смогут заключать договоры по данному виду страхования», — отметил заместитель начальника отдела центра страхования ответственности ОАО СК «Альянс» Алексей Алькин.
А пока для того, чтобы при наступлении страхового случая перевозчик не оказался вынужден осуществлять выплаты из собственного бюджета, представители страховых организаций предлагают транспортным компаниям заключить договор страхования на добровольной основе на период до 01.04.2013 года, когда возникнет необходимость обязательного страхования.
Другая проблема, вытекающая из неготовности компаний по перевозке пассажиров к осуществлению деятельности в соответствии с новым законом, состоит в отсутствии у многих предприятий заверенных в установленном законом порядке данных статистики по разным видам сообщения.
Как сообщили в ОАО СК «Альянс», в случае отсутствия или неполноты статистических данных величина страховых премий для перевозчиков будет рассчитываться в зависимости от количества посадочных мест в указанных компанией транспортных средствах с применением определенного коэффициента загрузки. Этот коэффициент будет усредненным по стране, и для перевозчиков в маленьких городах, где низкий пассажиропоток, такой расчет может привести к завышенному размеру премий.
«Сложности могут также возникнуть у перевозчиков городского сообщения, делающих остановки только на остановочных пунктах: в данном виде следования законодателем предусмотрен единственный вариант определения количества пассажиров в отсутствие статистики — это получение соответствующей справки в органе местного самоуправления или в территориальном органе исполнительной власти. Какие конкретно это органы власти, законодатель не уточнил. Более того, почти во всех регионах органы местной власти зачастую не в курсе, что они будут такую справку выдавать, и статистических данных у них просто нет. Это большая проблема, так как других вариантов расчета для данной категории перевозчиков в законе, к сожалению, не предусмотрено», — прокомментировал ситуацию Алексей Алькин.
Наибольшую угрозу новый закон представляет для компаний, осуществляющих различные заказные перевозки: дело в том, что такой вид перевозок законом предусмотрен только в городском сообщении. По словам представителя страховой компании «Альянс», пригородные и междугородние заказные перевозки в законе не выделены вообще, и премии будут рассчитываться по общим тарифам. Следовательно, предприятиям, использующим одни и те же транспортные средства для осуществления перевозок разных видов следования, придется страховать каждую машину по нескольким тарифам.
«Мы полагаем, что теперь нам выгодно будет разделить наши автобусы: одни будут ездить по городу, другие — совершать междугородние рейсы. А небольшие транспортные предприятия, которые не смогут распределить свой автопарк по разным видам следования, скорее всего, постепенно уйдут с рынка», — сообщил представитель новоуральской компании-перевозчика ООО «Транспортно-логистический центр».
В сложившейся ситуации и транспортным, и страховым организациям остается надеяться на доработку Федерального закона №67-ФЗ в процессе его применения и в ходе формирования судебной практики. При этом перевозчикам стоит приложить все усилия, чтобы данная практика началась не с них. Однако участники рынка не берутся предположить, сколько времени потребуется законодателю для внесения в нормативный акт необходимых поправок.
«Мы направили в Министерство транспорта РФ огромный список вопросов, касающийся закона №67-ФЗ, и самым удивительным для нас стало получение ответа от Минтранса со списком вопросов к нам по их же документу», — отметил Алейсей Алькин.
Не меньшую потребность в уточнении вызывает и та часть закона, которая касается страховых выплат и возмещения ущерба пострадавшим пассажирам.
«Мы до сих пор очень смутно себе представляем, как будет происходить начисление компенсаций. Закон однозначно построен в интересах пассажиров, многие перевозчики его даже называют «сломал ногу — зайди в автобус», поскольку сейчас не составляет большого труда достать себе фактически любую медицинскую справку. В Курганской области был случай, когда пассажир через некоторое время после получения компенсации за нанесенный вред его имуществу обнаружил еще и вред здоровью, в результате размер страховой выплаты ему составил около 180 тыс. руб. Такие прецеденты могут повлечь факты мошенничества со стороны пассажиров», — полагает представитель страховой компании.
Что касается значения нового закона для страхового бизнеса, представители данного сегмента рынка не склонны видеть в его реализации источник прибыли.
«Пока у нас нет уверенности в том, будет ли новый вид страхования выгоден или не выгоден для нашего бизнеса. Это обязательный вид, как и другие подобные продукты, этот вид является социальным, он вряд ли принесет какие-то особые прибыли. Его задача в отношении страховщика в какой-то степени обеспечивать оборот компании и расходы на ведение дела», — поясняет Вилена Лбова.
Значение нового закона участники страхового рынка видят в приведении нормативной базы РФ к стандартам общемировой практики, когда риски и разрешение последствий непредвиденных ситуаций ложится на плечи страховых компаний, а не государства.
«Во всем мире обязательные виды страхования становятся драйверами для добровольных, только в этом случае можно будет говорить о сервисной конкуренции и серьезных объемах бизнеса. На данный момент тарифы, которые предложило государство, фактически являются минимальными: от 7 копеек на одного пассажира до 58 рублей в зависимости от вида транспорта и страховой суммы», — сообщил вице-президент Дивизиона «Урал» Группы Ренессанс страхование Сергей Логвиненко.
Таким образом, и работники страховых организаций, и представители компаний-перевозчиков отмечают, что Федеральный закон №67-ФЗ построен на соблюдении интересов пассажиров, но при этом, вследствие недоработанности нормативной базы, создает множество сложностей в работе остальных заинтересованных сторон и может повлечь изменения на рынке услуг по осуществлению пассажирских перевозок.