Статьи
16.08.2013

Праздник прошел — проблемы остались

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comСитуация на ОАО «Уралмашзавод», которое в этом году отметило 80-летие, стала поводом для разговоров о национализации предприятия. Понятное дело, что в современных условиях это маловероятно, однако если бы предприятие нормально работало, то подобные предложения не возникали бы. Факт остается фактом: ОАО «Уралмашзавод» правопреемнику легендарного Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) на сегодняшний день похвастаться особо нечем, так как все сравнения с флагманом советского машиностроения будут не в его пользу. При этом на предприятии заявляют о запуске программы «Стабильное производство», хотя с начала 2013 года завод лишился 410 работников.

Последняя государственная награда, которой был награжден коллектив «Уральского завода тяжелого машиностроения», был Орден Трудового Красного Знамени, врученный в 1983 году за большой вклад в оснащение тяжелой индустрии прогрессивной техникой и заслуги в Великой Отечественной войне. Войны сейчас нет, да и в современной России давать государственные награды предприятиям не принято, так как большинство из них находится в частной собственности.

Для них власти придумывают другие поощрения, такие как звание «Лучший налогоплательщик». Так вот, по итогам 2012 года ОАО «Уралмашзавод», имя которого до недавних пор ассоциировалось именно с городом, в их число не вошло. Предприятие тяжелого машиностроения обошли банк, авиакомпания и рынок. Оно и понятно, так как по итогам 2012 года убыток на предприятии составил 1,57 млрд руб. Здесь не только орден, но и на медаль и грамоту рассчитывать не приходится.

В одном интервью директор ОАО «Уралмашзавод» Андрей Салтанов заявил, что на предприятии реализуется программа «Стабильное производство», которая поможет в короткий срок от трех до шести месяцев получить серьезный положительный эффект и изменить к лучшему ситуацию на заводе. Он также признал, что на заводе есть проблемы как в отдельных подразделениях, так и на стыке между ними.

Однако программа запущена уже три месяца назад, а положительных сдвигов в отчете так и нет. Зато есть официальные данные, которые показывают, что за I полугодие 2013 года выручка предприятия снизилась до 3 млрд 646 млн 333 тыс. руб., хотя за тот же период 2012 года это показатель составлял 6 млрд 439 тыс. 588 руб. При этом чистый убыток ОАО «Уралмашзавод» за январь-март 2013 года увеличился в 2,29 раза, до 539 млн руб. Кроме того, предприятие в I квартале сократило продажи на 43,7% до 1 млрд 580 млн руб.

В данном случае впору не о «Стабильном производстве» говорить, а срочно спасать предприятие. Тот же Андрей Салтанов, когда вступал в должность генерального директора завода в 2012 году заявлял, что убытки предприятия есть прямое следствие воровства со стороны топ-менеджеров акционерного общества. Однако спустя год ситуация не изменилась и ОАО «Уралмашзавод» вновь показывает плохие финансовые показатели.

На фоне этого на сайте предприятия каждую неделю сообщается, что завод поставил своим контрагентам то экскаватор, то дробилку, то валки. В советское время новости о поставках оборудования попадали в колонки газет лишь тогда, когда УЗТМ отправлял тысячную партию своей продукции.

К 80-м годам XX века на изготовленном УЗТМ только прокатном оборудовании в СССР производилось 85% литых слябов, 80% литой заготовки, 90% жести, 100% электротехнической стали. Фактически в Советском Союзе не было ни одного крупного металлургического завода, где бы не использовалось оборудование, выпущенное в Свердловске.

С 1949 года предприятие начало поставки своей продукции для металлургов на экспорт. Прокатное оборудование поставлялось предприятиям Восточной Европы, Китая, Индии, Пакистана, Нигерии, Северной Кореи, Египта, Алжира.

Сейчас, по официальным данным, оборудование ОАО «Уралмашзавод» эксплуатируется в 42 странах. «В настоящее время долгосрочные партнерские отношения связывают корпорацию с компаниями России, Болгарии, Румынии, Китая, Индии, Пакистана, Украины, Казахстана и других стран», — говорится на официальном сайте завода. При этом скромно умалчивается количество и время поставки этого оборудования в указанные страны.

Ситуация на заводе волнует и его ветеранов. В конце июля ветеран труда, пенсионер, акционер ОАО «Уралмашзавод» Виктор Лившиц обратился к одному из депутатов Заксобрания Свердловской области с просьбой о содействии при организации встречи с губернатором региона Евгением Куйвашевым. Так, по его мнению, необходимо восстанавливать промышленное производство на ОАО «Уралмашзавод». «Нельзя допустить погубить завод, чье первоклассное оборудование с успехом работало в 49 странах мира», — говорилось в обращении.

Таким образом, дальнейшая судьба предприятия остается неизвестной. Однако понятно, что без активных действий со стороны собственников завода и властей результат может оказаться плачевным. В этом случае Урал потеряет крупнейшее предприятие, которое долгие годы давало работу сотням жителей Екатеринбурга и области. Учитывая, что за полгода завод лишился более 400 человек из 5,5 тыс., уже за 6-7 лет предприятие может остаться вообще без работников.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.05.2014 Новое сокращение: выручка УЗТМ в I квартале снизилась до 1,3 млн рублей

Свертывание литейного производства на ОАО «Уралмашзавод», по всей видимости, привело к тому, что в январе-марте 2014 ...

21.08.2013 Доработались до митингов: в Екатеринбурге прошла акция за сохранение производства на ОАО «Уралмашзавод»

Ситуация вокруг ОАО «Уралмашзавод» заставила жителей района выйти на улицы[img=left][/img] ...

20.08.2013 В Екатеринбурге прошел митинг за сохранение ОАО «Уралмашзавод»

УрБК, Екатеринбург, 20.08.2013. В Екатеринбурге прошел митинг за сохранение ОАО «Уралмашзавод», который организовали ...

27.06.2013 «Счастливый» юбилей: Уралмашзавод встретит свое 80-летие с убытками

ОАО «Машиностроительная корпорация «Уралмашзавод», созданная на базе Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), ...

31.05.2012 Газпромбанк меняет менеджмент Уралмашзавода

Олег Данченко досрочно покидает должность генерального директора ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения». Вопрос ...