Сегодня Законодательное собрание не смогло принять закон об исполнении регионального бюджета за 2012 год. По оценке аналитиков, отказ парламентариев утверждать закон ранее не имел прецедентов. Примечательно то, что фактической причиной непринятия бюджета стало опоздание части поддерживающих проект депутатов с обеденного перерыва.
Проект закона рассматривался в Заксобрании более часа, с докладом перед депутатами выступила министр финансов области Галина Кулаченко, к которой у депутатов возникло множество вопросов о качестве исполнения бюджета. В частности, о невыполнении многих областных программ, например, программы по строительству детских садов. Кроме того, правительство не предоставило отчет о выполнении проектов, связанных с Екатеринбургом.
Отметим, что закон о бюджете был принят в первом чтении. Однако после этого депутаты отправились на запланированный согласно регламенту обеденный перерыв, с которого вернулись не все. В результате Заксобрание не смогло принять закон во втором чтении: за него проголосовало 24 депутата при минимально необходимых 26 голосах. В итоге рассмотрение закона перенесено на следующее заседание, которое пройдет 9 июля.
Против принятия закона выступил депутат Заксобрания Андрей Альшевских. По его словам, дефицит бюджета слишком велик.
«Мы из года в год по многим программам не достигаем тех параметров, которые перед собой ставим. В конце концов, это скажется на общем социально-экономическом развитии региона. В частности, по строительству детских садов бюджет выполнен не полностью, в то время как постоянно говорится о социальной направленности бюджета. Я бы не стал торопиться с принятием закона, пока все эти моменты не будут выяснены», — заявил Андрей Альшевских.
Так, по данным главы Министерства финансов Свердловской области Галины Кулаченко, областной бюджет исполнен с дефицитом 1,2 млрд руб. при плановом дефиците в 18,9 млрд руб., т.е. меньше запланированного в 15,7 раза.
Председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного собрания Владимир Терешков отметил, что исполнение областного бюджета по собственным доходным источникам оставляет желать лучшего.
«Рост недоимки в областной бюджет составляет 18,6%, это порядка 880 млн руб. Рост недоимки в местные бюджеты достиг 24,1% и составил порядка 330 млн руб. Недоимка по транспортному налогу составила 1,6 млрд руб. — это сравнимо с годовым доходом от данного вида поступлений. Такая недоимка требует от правительства Свердловской области и от соответствующего комитета большой работы по анализу ситуации», — пояснил Владимир Терешков.
По словам председателя бюджетного комитета, еще одна проблема, с которой столкнулись в 2012 году — это проблема постановки бесхозных дорог на муниципальный баланс.
«Только 61% средств использовано муниципальными образованиями на эту работу. А в отдельных МО все 100% средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете, израсходованы на другие направления. Думаю, Счетной палате следует разобраться с этой практикой», — добавляет Владимир Терешков.
В то же время, по словам председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, в целом результаты по исполнению бюджета не такие уж плохие, о чем свидетельствует сокращение задолженности Свердловской области почти на 1 млрд руб.
«Нужно сказать, что все статьи документа обоснованы и проверены, по каждой проводилась большая работа, и чтобы лучше разбираться в ее сути, депутатам следовало бы чаще участвовать в заседаниях областного правительства», — отметил Денис Паслер.
По данным Галины Кулаченко, в 2013 году планируется, что общий объем доходов областного бюджета увеличивается на 4,7 млрд руб. и составит 162,7 млрд руб. А общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета остается прежним и составит 146,3 млрд руб. Безвозмездные поступления вырастут почти на 4,7 млрд руб. и составят 16,4 млрд руб. Безвозмездные поступления от других бюджетов увеличатся на 3,5 млрд руб.
Основные направления использования этих средств: поддержка сельского хозяйства — 1,5 млрд руб., обеспечение лекарствами, лечебным питанием, высокотехнологичная медицинская помощь — 998 млн руб., государственная поддержка малого и среднего предпринимательства — 612 млн руб., создание инновационных культурных центров — 153 млн руб., капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений — 102 млн руб., обеспечение безопасности метрополитена — 79 млн руб. От Фонда содействия реформированию ЖКХ планируется получить 0,9 млрд руб. Кроме того, на приобретение из федеральной собственности объекта незавершенного строительства (телебашни) предусмотрено 500 млн руб.
Таким образом, работу по принятию закона об исполнении областного бюджета за 2012 год депутатам придется продолжить на следующем заседании областного Законодательного собрания, которое состоится 9 июля.
УрБК будет следить за развитием событий.