Статьи
19.06.2013

В ожидании конца: ВТО может убить уральскую полиграфию

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comУровень конкуренции на рынке типографских услуг Екатеринбурга зашкаливает. При этом, по признанию ряда игроков, далеко не все могут похвастаться высоким качеством продукции, а формула успеха «качество+низкие цены» и вовсе воспринимается многими из них как утопия. Ситуация выглядит еще более печально в свете того, что уже в ближайшее время конкурентная ситуация может усугубиться. После вступления России в ВТО срезу несколько ведущих зарубежных полиграфических корпораций заявили о готовности выйти на российский рынок. Не исключено, что уже в ближайшее время крупное полиграфическое производство с западными собственниками и технологиями может разместиться в уральском регионе. В качестве возможного места дислокации эксперты называют Пермь. Ожидается, что качество печати, предоставляемое гостями из Евросоюза, как и полагается, будет европейского уровня.

Эксперты рынка по-разному оценивают возможный выход европейцев на местный рынок полиграфии. Одни крупные игроки уральского рынка уверены, что с приходом новых конкурентов серьезного перераспределения не произойдет, поскольку местные предприятия давно научились производить продукцию, устраивающую потребителя по соотношению цены и качества. Другие ожидают массового закрытия местных типографий, которые не смогут продолжать работать и на без того переполненном рынке. При этом эксперты признают, что на руку европейцам может сыграть политика государства, облагающего таможенными пошлинами все ввозимые на территорию РФ товары.

По оценке директора по развитию ООО «РИФ «Солярис» Ларисы Пащенко, сложнее всего в случае прихода на уральский рынок полиграфии игроков из-за рубежа придется именно типографиям из Перми, которые в настоящее время чувствуют себя достаточно комфортно из-за низкого уровня конкуренции.

«В Перми типографии живут гораздо лучше, чем в Екатеринбурге. Конкуренции там меньше. Соответственно, думаю, придется местным типографиям ужаться по ценам, некоторые не выдержат и разорятся, как многие в Екатеринбурге. Но не думаю, что западная типография перевернет полиграфический рынок региона. Очень важным фактором остается взаимопонимание и взаимоотношение с клиентом, сопровождение заказа, сервисное обслуживание. Как будут новые игроки справляться с особенностью русского клиента — вот в чем вопрос. Процесс будет не минутным», — рассказала собеседник агентства.

Руководитель отдела по работе с профессиональными заказчиками полиграфической компании «Астер» Сергей Перфильев считает, что строительство новой типографии — абсурдная идея: настолько высокая и жесткая конкуренция на местном рынке.

«Все производители качественной бумаги находятся в Финляндии, Швеции, Германии, Китае. Во всех случаях логистические расстояния и, соответственно, издержки на доставку бумаги гигантские. Все типографии Урала покупают бумагу у пяти ведущих производителей. Соответственно, любой игрок, который строит здесь типографию, также будет встроен в существующую систему ценообразования», — считает Сергей Перфильев.

Эксперт уверен, что ничего принципиально нового игрок из-за рубежа не сможет предложить местным заказчикам, поскольку все ведущие компании Екатеринбурга работают на уровне европейских типографий.

«Мнение о том, что где-то печатают лучше — давно стало мифом. Бумага, краски, техника и у нас, и в Европе аналогичны. Поиграть мускулами иностранцы могут в том случае, если речь идет о проекте, ориентированном на многотиражную периодику, печать глянцевых журналов. Екатеринбургские игроки из данного сегмента печатаются в Москве, Финляндии, Чехии. В случае, если будет запущена обычная офсетная печать, то погоды новый игрок не сделает», — добавляет Сергей Перфильев.

Отметим, что бумага европейского производства, на которой в основном производится качественная печать в России, для европейских производителей стоит дешевле, чем для отечественных, поскольку российское государство облагает пошлиной ввозимые материалы. Следовательно, бумага для уральских игроков будет стоить дороже, чем для иностранной типографии.

С коллегой согласен и генеральный директор типографии «Прайм Принт» Андрей Кокоркин. По словам эксперта, типографии Екатеринбурга достаточно легко могут составить конкуренцию практически любому полиграфическому предприятию в окружности 1,5 тыс. км, то есть до Москвы, однако все упирается в скорость и цены.

«Наши типографии журнально-листовые выпускают достаточно качественную продукцию, но отличаются по мощности и срокам исполнения заказа. Если иностранцы установят мощное оборудование, то они будут сильно конкурировать и подвинут местных исполнителей. Это в первую очередь коснется журнальных типографий. Наши делают все медленнее, чем в Европе. Несмотря на то, что оттуда дороже везти, себестоимость их продукции окажется ниже — бумага в Европе дешевле, таможенные сборы начинают играть свою роль. В России сильное вмешательство государства в бизнес, в результате дешевле отпечатать в Европе, чем везти бумагу для печати в местных типографиях», — рассказал Андрей Кокоркин.

Перспектива появления новых конкурентов из Европы тем не менее не обрадовала ряд местных участников рынка. Менеджер по работе с клиентами типографии «Печатное поле», входящей в состав полиграфической компании «Астер», считает, что основные потребности клиентов — качество печати и приемлемые цены — взаимоисключающие понятия в печатном деле Екатеринбурга.

«Типографии, предлагающие выполнить заказ по низким ценам, не могут предоставить высокое качество продукции, если клиент хочет получить высокое качество, то нужно быть готовым за это заплатить. Конкуренция на рынке печатных услуг в Екатеринбурге очень велика, но тем не менее за высококлассным дизайном придется отправиться в Москву», — рассказал собеседник агентства.

Таким образом, с приходом новых игроков на рынке полиграфических услуг Екатеринбурга может появиться новый феномен, объединивший качество, низкие цены и скорость выполнения заказа, что сможет в значительной степени повлиять на перераспределение сил и привести к потере местными типографиями значительной доли рынка.

Ольга Кондрашова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
21.01.2013 Тяжелый печатный бизнес

В Екатеринбурге сокращается количество типографий ...

05.07.2012 Директор холдинга «Okil» Денис Окулов: мы не ставим задачи занять доминирующие позиции на уральском рынке полиграфии

УрБК, Екатеринбург, 05.07.2012. На Екатеринбургском рынке полиграфических услуг продолжается экспансия федеральных ...

09.04.2010 Арбитражный суд Свердловской области признал изъятие у типографии «Уральский рабочий» здания в Екатеринбурге законным

УрБК, Екатеринбург, 09.04.2010. Арбитражный суд Свердловской области отклонил иск типографии «Уральский рабочий», ...

20.08.2009 Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Свердловской области Максим Спасский: Скоро мы станем свидетелями того, как «схлопнется» рынок.

В Свердловской области стремительно сокращается количество журналов и газет, уменьшаются тиражи. Бизнес отказывается от ...

02.02.2009 Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Урала и Сибири Максим Спасский: К марту 2009 года 30—40% печатных СМИ и типографий уйдут с рынка

УрБК, Екатеринбург, 02.02.2009. «Рынок печатных СМИ к марту этого года ждет передел. 30—40% СМИ и типографий уйдет с ...