Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Свердловской области Максим Спасский: Скоро мы станем свидетелями того, как «схлопнется» рынок.
В Свердловской области стремительно сокращается количество журналов и газет, уменьшаются тиражи. Бизнес отказывается от рекламных кампаний с использованием дорогих раздаточных материалов, некоторые экономят даже на печати визиток.
О ситуации в региональной полиграфии «МК-Урал» рассказал Максим Спасский, исполнительный директор «Депо рекламной печати «Локомотив», вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Свердловской области.
— Максим Александрович, чем обусловлен кризис на полиграфическом рынке?
— Раньше предприятия располагали большими ресурсами и были способны тратить на полиграфию значительные средства. В условиях кризиса бизнес более тщательно подходит к анализу того, насколько эффективной оказалась та или иная рекламная акция. Сегодня люди работают по принципу, который я бы назвал «принцип необходимой достаточности». Соответственно, многие пришли к выводу, что тот или иной рекламный носитель недостаточно эффективен.
— Особенно остро эти изменения ощущаются на фоне недавнего изобилия печатной продукции в Екатеринбурге?
— Да, рынок очень бурно развивался в 2003-2007 годы. Прежде всего — за счет глянцевых изданий. Именно на печати всевозможных журналов «поднялись» многие типографии. Однако если посмотреть на структуру рынка этих изданий, то можно заметить, что 75-80% из них свой тираж распространяли бесплатно, и только около 25% занимались продажами — в рознице и по подписке. Рекламодатель, в свою очередь, шел за глянцевыми изданиями с большим тиражом, далеко не всегда обращая внимание на целевую аудиторию издания. Концепция издания стала вторичной и более размытой, что позволяло работать сразу на несколько целевых аудиторий, сотрудничать с разными группами рекламодателей.
— Что происходит сегодня с журнальным рынком?
— Сегодня мы наблюдаем его обвал. Рекламные бюджеты сократились — и первыми это почувствовали именно глянцевые издания. Большинство из них — из-за отсутствия четкой концепции. Первым же следствием падения рекламных доходов стало сокращение издержек редакциями изданий. Выход был найден очень простой — «глянец» стал понижать тираж.
— Насколько, по вашим оценкам, снизились тиражи у глянцевых изданий?
— По той информации, которой я, как участник полиграфического рынка обладаю, во многих изданиях падение достигает и 50%, и 70% и 80%.
— Издатели как-то сообщают об этом своим партнерам?
— Практически все об этом скромно умалчивают. Более того, стараются нарастить объем издания, чтоб вызвать иллюзию развития. Печальным итогом такого поведения становится низкая отдача от размещенной рекламы.
— Вы работаете на полиграфическом рынке и рассказываете вещи, за которые другие участники рынка, мягко говоря, не будут вам благодарны. Для чего вы это делаете?
— Меня могут обвинить в том, что я выношу сор из избы... Но я считаю, что молчать об этом нельзя. Да, сегодня тяжелое время. И именно поэтому мы не имеем права вести нечестную игру с нашими партнерами. Если издание сократило тираж — это ведь не значит, что оно потеряет клиентов. Многим изданиям достаточно внести изменения в концепцию, определить более точно свою целевую аудиторию и поработать с системой распространения тиража — это бы в корне изменило ситуацию. Вместо этого мы наблюдаем, как солидные люди обманывают друг друга. Итогом же становится уход рекламодателя с полиграфического рынка, и конкурировать друг с другом начинают уже не газеты и журналы, а рекламные носители — наружная реклама с телевидением, телевидение с газетами и так далее. Если это будет продолжаться, рекламный рынок будет отброшен назад на десятилетие.
— Есть ли сегодня сегменты, где тиражи не упали?
— Знаете, с наступлением кризиса я стал больше смотреть новости, читать прессу. И по моим наблюдениям, желание быть более информированным есть не только у меня. Конечно, общественно-политические издания, газеты и журналы этой направленности, по всей видимости, сегодня получили дополнительную аудиторию. По мере прочтения, правда, обнаруживаешь и минусы у этих изданий. Так, очевидны преимущества федеральной прессы перед местной — и по качеству контента, и по положению на рынке.
— Каков ваш прогноз на ближайшие полгода?
— Прогноз простой: мы станем свидетелями того, как «схлопнется» рынок. Станет меньше типографий, кто-то уйдет с рынка. Часть типографий укрупнится, а кто-то заморозит производство...
— Есть информация, что отечественные типографии не могут конкурировать по ценам с прибалтийскими и финскими. С чем это связано?
— Прежде всего с таможенными вопросами. При импорте бумаги необходимо заплатить НДС и таможенные пошлины — примерно 38%, а при ввозе готовой полиграфической продукции — всего 10% НДС. Если учесть, что качественная бумага для полиграфии производится в Европе, нетрудно понять, что, если у издания большой тираж, его выгоднее импортировать из Европы, чем печатать в России. Объяснений этому немного, и большинство из них сводятся к коррупционным схемам.