Статьи
11.06.2013

Вне зоны доступа: компании, торгующие телефонными базами, остаются безнаказанными

Очень неприятно, когда на личный телефонный номер валится рекламная рассылка. Пожалуй, нет человека, имеющего сотовый телефон, которого бы не затронула эта проблема. Однако ответ на вопрос: «Кто в этом виноват?» пострадавший абонент, как показала практика, вряд ли получит. Все дело в том, что компании, которые присылают на совершенно незнакомые номера свою рекламу, заявляют, что делают это не сами, а заказывают ее у неких специализированных агентств, названия которых они умалчивают.

Таким образом, существуют компании, для которых ваш номер телефона — это бизнес: они получают деньги, продавая его десяткам разнонаправленных фирм, которые хотят донести до вас информацию о своем продукте. Но кто эти счастливые владельцы номеров, будут ли они по закону отвечать за то, что торгуют ими — неизвестно.

«Если человек не давал своего согласия на подобного рода рассылку, то она незаконна. Чтобы избавиться от нее стоит обратиться с заявление в антимонопольную службу», — пояснили УрБК в управлении ФАС по Свердловской области.

Эксперты утверждают, что нормативное регулирование в этой сфере практически отсутствует, и какой-либо ответственности за рассылку спам-сообщений не установлено. Как отмечает директор юридического агентства ООО «Дефанс» Евгений Осинцев, попытаться привлечь к ответственности можно только если вместе со спамом пришла вредоносная программа (компьютерный вирус).

«Уже неоднократно в Государственную Думу вносились проекты законов, однако возникают технические сложности с установлением конкретных лиц, направивших спам-сообщения, а также выделением спам-сообщений из всех других», — заявил Евгений Осинцев.

Он считает, что для рассылки спам-сообщений используются номера телефонов и адреса электронных почт, полученные напрямую из интернета, из баз данных организаций, которые обрабатывают эту информацию — операторы сотовой связи, организации торговли, социальные сети часто привязывают аккаунты к номеру телефона и другие источники.

Забавно, но нами был зафиксирован случай, когда при помощи спама рекламирует себя организация, которая занимается защитой прав потребителей — это СРОО «Щит».

Вне зоны доступа: компании, торгующие телефонными базами, остаются безнаказанными

На вопрос почему «Щит» ведет себя так парадоксально по отношению к своим потребителям, председатель правления данной организации Евгений Штемсель ответил, что не знал об этом.

«Мне самому часто приходит смс-рассылка. Однажды я поинтересовался у одного банка, как они это делают, и попросил контакты рекламной компании с которой они сотрудничают. Мне дали телефон некоего Дмитрия, я ему позвонил и, собственно, — вот результат. Придется бороться с этой проблемой», — заявил Евгений Штемцель.

Отметим, что звонки Дмитрию, организовавшему для СРОО «Щит» данную рекламную акцию, остались безрезультатными: абонент находится вне зоны действия сети.

Пока председатель СРОО «Щит» борется сам с собой, мы обратились за разъяснением ситуации к его коллеге. Правозащитник Андрей Артемьев отметил, что когда заключается договор об услугах, в том числе рекламных, разумные люди контролируют способ его исполнения.

«Не может быть для организации, особенно той, которая занимается защитой прав потребителей безразличен способ распространения рекламы. Нам, как муниципальному бюджетному учреждению иногда приходится рассказывать потребителям как защищать себя от платных услуг наших коллег-общественнков», — заявил Андрей Артемьев.

Он отметил, что бороться с подобными рассылками можно обращаясь в Федеральную антимонопольную службу, которая должна возбудить производство по данному делу. По его мнению, распространителя спама оштрафуют.

Но кто в действительности должен понести за это ответственность все таки не ясно. Компании, от которых приходят рекламные sms заявляют, что стали спамерами не по своей воле. Примером могут служить действия туристической фирмы «Росстур». Компания рассылает рекламную информацию следующего содержания: «ТАЙ 18т/12н09.06, БОЛГАРИЯ 10т/7н/24.06, ТУРЦИЯ 17 т/12н/09.06 т. 3448350».

В «Росстуре» нам рассказали, что организации заказывает sms-рассылку у московских рекламных компаний.

«Мы заказываем подобную рекламу у столичных компаний специализирующихся на рекламе. Мы платим за каждую из таких sms, поэтому если вам они доставляют неудобство мы с радостью уберем вас из списка номеров, на которые осуществляется рассылка», — пояснили в компании.

Вне зоны доступа: компании, торгующие телефонными базами, остаются безнаказанными

Вот еще один подобный случай. Недавно в редакцию УрБК обратился житель Екатеринбурга, который получил на сотовый телефон предложение приобрести «по демократичным ценам» обвесы, масло Castrol, а также изготовить индивидуальные ворсовые коврики. При этом сам гражданин в этом магазине покупок никогда не делал и не давал согласия на рассылку.

В Eka-parts пояснить, откуда у них мог оказаться номер телефона жителя Екатеринбурга, ответить не смогли, однако предложили его удалить из списка рассылки. При этом сотрудник предприятия был не в курсе, что действия магазина рассылающие на сотовые телефоны sms с рекламой своих услуг без согласия абонента, незаконны.

Сейчас, когда спамом увлеклись даже организации, занимающиеся защитой прав потребителей, люди начали бороться с незаконной рассылкой самостоятельно. Конечно, таких случаев еще не много, но со временем их количество, несомненно, будет увеличиваться.

Приведем пример из жизни. Жительница Екатеринбурга Елена Захарова в данный момент участвует в судебном разбирательстве с компанией «Fresia». Слушание по данному делу состоится 13 июня.

«От «Fresia» спам шел перед праздником 8 марта. Sms пришли два или три раза. Я позвонила с просьбой отключить рассылку. Но после этого sms продолжали приходить, обратилась в магазин повторно, на что мне его представитель ответил, что рассылку делает не магазин, а рекламная компания», — рассказала Елена Захарова.

После этих разговоров на страничке Елены в социальной сети Facebook развернулась настоящая полемика, огромное количество людей делились своим негативным опытом в решении этой проблемы.

На этот же абонентский номер Елене Захаровой приходят «заманчивые предложения» не только от магазина цветов, активность в этом так же проявляют банки. Кто продал ее номер этим организациям, Елене не известно, но она предполагает, что это может быть кто угодно, даже салон красоты. На данный момент она уже отправила жалобу в УФАС на банк «Открытие», который так же шлет ей sms-сообщения.

Изображение предоставлено Еленой Захаровой

Мы отправили официальный запрос в банк «Открытие» по данному поводу, но ко времени публикации статьи ответа так и не дождались.

Необходимо отметить, что на данный момент в результате судов за мошеннические действия расплачиваются компании сотовой связи. Сами же спамеры остаются в неизвестности и безнаказанности: по данным Минкомсвязи, в настоящее время из-за действий мошенников при рассылке sms-спама операторы «большой тройки» выплачивают пострадавшим от 20 до 50 млн руб. в течение полугода.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.11.2013 Не несут деньги сами, пошлем sms: банки продолжают привлекать клиентов незаконной рассылкой

Банки продолжают рекламировать свои продукты и услуги при помощи sms-рассылки ...

18.11.2013 Электронный сервис vamzaym.ru рассылает незаконные sms-сообщения

УрБК, Екатеринбург, 18.11.2013. Электронный сервис vamzaym.ru рассылает незаконные sms-сообщения. Жители Екатеринбурга ...

15.10.2013 ОАО «Банк «ИТБ» рассылает незаконные смс-сообщения с предложением о выдаче кредита

УрБК, Екатеринбург, 15.10.2013. Банк «ИТБ» (Инвестрастбанк) рассылает незаконные смс-сообщения. Так, жители ...

04.06.2013 Интернет-магазин автоаксессуаров Eka-parts рассылает незаконную sms-рекламу

УрБК, Екатеринбург, 04.06.2013. В редакцию УрБК обратился житель Екатеринбурга, который получил на сотовый телефон sms ...

16.04.2013 ООО «РоссТур» рассылает жителям Екатеринбурга незаконные sms-сообщения

УрБК, Екатеринбург, 16.04.2013. Туристическая компания «РоссТур» занимается недобросовестной рекламой. На сотовые ...