В январе-апреле в Екатеринбурге реализовано 29 тыс. 469 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1% или на 388 автомобилей меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. О стагнации и дальнейших тенденциях на отечественном авторынке ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал директор филиала ГК «Независимость» в Уральском регионе Константин Кудрявцев. — Константин Альбертович, как вы оцениваете общее состояние автомобильного рынка в России и в Свердловской области в частности?— Можно сказать, что автомобильный рынок откатился по показателям на год назад — на уровень аналогичного периода 2012 года. Падение продаж новых автомобилей в первом квартале 2013 года было предсказуемо и обосновано общим замедлением спроса, который начался еще в конце 2012 года. Сейчас мы наблюдаем коррекцию спроса, то есть потребители рассчитывают купить новый автомобиль по изначально сниженной цене или специальной акции. В начале года покупателей слабо привлекли даже традиционные скидки. Происходит насыщение рынка в крупных городах. Он достигает своего предела, по крайней мере, на определенный период времени.
— С чем связываете подобное положение дел? — Безусловно, автомобильный рынок не работает автономно и реагирует на процессы, происходящие в экономической и политической жизни страны. Стагнирует динамка в промышленности и сфере услуг, а значит, перестают расти объемы потребления. Параллельно происходит замедление кредитования и, как следствие, меняется поведение населения. В России в кредит продается около 40% автомобилей, а за рубежом доля кредитных автомобилей доходит до 85%. Также увеличился средний размер процентной ставки по депозитам физических лиц в сравнении с прошлым годом — очевидно, что часть населения воспользуется этим фактом с целью улучшения своего личное благосостояния, просто положив деньги на депозит.
В целом нельзя утверждать, что благосостояние населения растет. Кратковременный рост в начале года был также вызван резким взлетом зарплат в связи выплатой годовых бонусов. Без этой составляющей индикатор личного благосостояния вряд ли бы увеличился. Время бонусов прошло, а других объективных причин, которые могли бы улучшить ситуацию с личным благосостоянием, пока нет.
— Какие факторы на данный момент влияют на рост и снижение продаж автомобилей различных классов?— Растет количество дилерских центров, что приводит к усилению конкуренции. При этом в городах-миллионниках рынок постепенно достигает насыщения, количество покупателей существенно не увеличивается. Кроме того, за последние годы заметно выросла стоимость оборотного капитала и наметилась тенденция к увеличению срока окупаемости новых центров, что также отрицательно сказывается на рентабельности дилерского бизнеса.
— Какие программы сейчас могу предложить автодилеры клиентам, чтобы повысить продажи автомобилей?— Сейчас формируется рынок потребителя, который требует большего внимания на всех этапах взаимодействия с автодилером. В данной ситуации выиграют те дилерские предприятия, которые смогут предложить лучшие и комфортные условия покупателю не только на покупку автомобиля, но на дальнейшее сервисное обслуживание.
Сложившаяся ситуация заставляет автомобильных ритейлеров развивать высокомаржинальные направления бизнеса, такие как продажа автомобилей с пробегом, сервис, страховые и финансовые услуги, которые призваны компенсировать снижение рентабельности от продаж новых автомобилей. В целом, растущая конкуренция только положительно повлияет на отношения между покупателями и дилерами.
Мы ожидаем, что тенденция на замедление рынка продолжится в дальнейшем. Поэтому мы делаем ставку на такие направления, как финансовые услуги и автомобили с пробегом. Они уже зарекомендовали себя как перспективные в предыдущие годы.
Финансовые услуги уже сегодня демонстрируют хорошую динамику по валовой прибыли. Мы планируем развивать предложение дополнительных услуг по страхованию помимо стандартных КАСКО и ОСАГО, спрос на которые начал формироваться у сегодняшнего потребителя. Кроме того, в планах на 2013 год — внедрение автоматизированной системы, которая позволит существенно сократить время на расчет и оформление полисов и автокредитов.
— Насколько востребован trade-in? — На сегодня большая доля вторичного рынка остается не освоенной официальными дилерами, показатели проникновения очень низкие как в столице, так и в регионах — и это дает большой потенциал для роста. Схема обмена автомобилей с пробегом на новые у официального дилера дает покупателю ряд очевидных преимуществ, например, таких как юридическая чистота и безопасность сделки. Мы прогнозируем, что программа trade-in будет динамично развиваться, и спрос на нее еще будет расти
— Какие марки автомобилей пользуются популярностью у россиян, и грозит ли авторынку «китайская экспансия»?— Что касается популярности брендов и возможности «китайской экспансии», то в 2012 году резких изменений на рынке не произошло. Самыми популярными иностранными автомобильными брендами в России по-прежнему являются Chevrolet, Kia, Renault, Hyundai и Volkswagen. Китайская «пятерка» (Lifan, Chery, Geely, Great Wall и Vortex) пользуется у россиян высоким спросом, но в топе самых продаваемых иномарок этих брендов пока нет. Безусловно, Китай на сегодня — лидер мирового автопрома, а Россия для него самый перспективный рынок — о чем китайские производители неоднократно упоминали в своих планах. Однако, с учетом конъюктуры рынка, успешное осуществление «экспансии» во многом зависит от того, получится ли у китайцев создать эффективную цепочку обслуживания от продаж автомобилей до сервиса и реализации запчастей.