Еще не начался летний сезон отпусков, а на туристическом рынке Екатеринбурга уже обанкротилось одно из агентств — «Розовый пеликан». Более 150 туристов так и не отправились отдыхать. По приблизительным подсчетам, сумма долга компании составляет около 10 млн руб. Эксперты заявляют, что это не первое подобное банкротство, и как показала история, еще ни разу жертвы недобросовестных турфирм не получили назад свои деньги.
В пресс-службе ГУВД Свердловской области сообщили, что на данный момент в агентстве «Розовый пеликан» проходит проверка по статьям 144 — 145 уголовного кодекса РФ, по итогам которой будет принято процессуальное решение.
Однако президент информационно-туристического центра Вадим Виннер надеется, что эта ситуация разрешится в досудебном порядке.
«По моим оценкам, пострадавших туристов примерно 150 человек. Общая сумма долга составляет 10 млн рублей. Директор «Розового пеликана» Вера Лукьянова готова вернуть все в ближайшее время. Мы пытаемся составить график выплат», — рассказал президент информационно-туристического центра Вадим Виннер.
Напомним, накануне стало известно о том, что несколько туристов — клиентов «Розового пеликана» — не смогли вылететь на отдых. Вадим Виннер поясняет, что владелица агентства просто не оплатила забронированные у операторов путевки. Он отметил, что такое в Екатеринбурге происходит уже не первый раз.
«В этой ситуации нет ничего нового и непонятного. По такой же схеме в нашем городе обанкротились «Северная Пальмира» и «Интурлайн». То есть грабли те же самые: когда агентство не платит в срок оператору, пытаясь погасить свои долги, в итоге страдают туристы», — добавил Вадим Виннер.
Директор туристической операторской компании «Натали-турс» Олег Хигер заявил, что еще зимой разорвал отношения с данным агентством из-за долгов. Он более пессимистично относится к исходу сложившейся ситуации, объясняя это тем, что обманутым туристам еще ни разу не удавалось вернуть назад свои деньги.
«Каждый год турагентства или туроператоры обманывают людей. Если честно, я не понимаю на что надеются директора таких предприятий, когда они пытаются тратить в личных целях чужие деньги, накапливая таким образом долги. Случай на самом деле не первый, и никаких механизмов защиты на сегодня от таких ситуаций нет», — заявил Олег Хигер.
Он пояснил, что даже созданная с целью защиты туристов «Ростурпомощь» бессильна, поскольку туристы пострадали от турагента, а не от оператора. По его мнению, порочен сам принцип этой безопасности, потому что непонятно, почему за то, что кто-то берет на себя непосильные риски и банкротится, должны платить другие. Также он считает, что обезопасить себя от недобросовестности оператора или агентства на законодательном уровне достаточно трудно.
«В России участники бизнес-процесса не отвечают своим личным имуществом за какие-то проблемы, которые возникают с их юридическими лицами. Это проблема колоссальная. Если бы действительно людей садили в тюрьму, то эти банкротства не повторялись бы из года в год. А на самом деле у нас получается, что люди регистрируются, потом заявляют, что ума не хватило бизнес вести, и никакой ответственности за это не несут. Прецедентов того, чтобы кто-то выплатил свои долги туристам пока не было. Пострадавший остается наедине со своей бедой», — рассказал Олег Хигер.
Директор туристического агентства «Инна-тур» Инна Аверьянова считает, возможно, причина таких ситуаций в том, что туристическая компания проводит дорогие рекламные акции, громко заявляет о себе на рынке, при этом ничего не зарабатывая, еще и предоставляет огромные скидки туристам. То есть фирма работает или по себестоимости, или в убыток, затраты растут, и она просто захлебывается в своих долгах.
«В данной ситуации причиной банкротства послужила, скорее всего, финансовая безграмотность руководителя. Компаний, которые недавно открылись и широко рекламируются, сейчас очень много. Они банкротятся несознательно, просто они не просчитывают свои убытки», — прокомментировала ситуацию с «Розовым пеликаном» Инна Аверьянова.
Также она напомнила о том, что на туристическом рынке всегда существуют так называемые «временщики», которые по сути своей являются жуликами. Она отмечает, что анализируя подобные случаи, надо делать правильные выводы о том, что скидки еще не означают, что вам продадут качественный продукт.
Олег Хигер также советует туристам быть бдительными и при обращении в турфирму: смотреть на стаж ее работы на рынке, а не на цены.
«Мой совет туристам, которые сейчас в курсе этого скандала, воспринимать это не просто как информацию, а как некое руководство к действию: обращаться в компании, которые на рынке 15 — 20 лет, и у них качественные хорошие офисы. Абсолютно точно, что те, кто дело ведут давно, этим бизнесом дорожат», — заключил Олег Хигер.
Татьяна Юстус