Туристический бизнес переживает не лучшие времена. Рост конкуренции толкает участников рынка искать более доступные каналы в связи с потенциальными клиентами. В результате жители Екатеринбурга без своего согласия стали получать sms-сообщения о различных акциях и горящих турах, предлагаемых турфирмами. Рассылкой спам-сообщений не пренебрегают даже солидные федеральные компании. Однако правозащитники напоминают: данная деятельность незаконна и предлагают направлять жалобы в УФАС.
Спам приходит на номера екатеринбуржцев от туристических фирм BeeTour.ru и ООО «РоссТур». При этом получатели заявляют, что не давали согласия на получение уведомляющих сообщений и не предоставляли свой сотовый телефон работникам турфирм. Также абоненты никогда не обращались ни в одну из указанных турфирм.
О том, каким образом номера абонентов попали в рассылку туристических компаний, неизвестно. В «РоссТуре» подтвердили, что компания занимается sms-рассылкой рекламных сообщений. Данную услугу им оказывает одна из московских маркетинговых компаний. Однако озвучить название компании в турфирме отказались. Зато предложили исключить номер из списка рассылки. В турфирме BeeTour.ru незаконность своих действий осознают. Но также предлагают лишь сообщить свой номер сотового телефона, чтобы исключить его из списка получателей sms.
По словам представителей туристического бизнеса, ситуация на рынке туризма в Екатеринбурге весьма непростая. На рассылку сообщений участников рынка толкает высокая конкуренция.
«В Екатеринбурге постоянно действуют порядка 300 турфирм, ближе к лету появится еще столько же фирм-однодневок — так происходит каждый год. Из-за высокой конкуренции прибыль участники рынка получают совсем небольшую. Хорошо живут только те организации, которые существуют на рынке много лет — 10 и более», — рассказали УрБК в туристической сети «Apelsin tour».
«Рассылкой sms-сообщений занимаются недавно появившиеся турфирмы. Давние участники рынка пользуются своей собственной телефонной базой. Известны случаи, когда наши конкуренты скупали телефонные базы, но где — неизвестно. Данный вид рекламы неэффективен, поскольку с улицы люди вряд ли придут и отдадут свои деньги. Лучшая реклама в нашем бизнесе — «сарафанное радио», — рассказали УрБК в турфирме «Sun Plaza».
Однако стоит отметить, что ООО «РоссТур» существует на рынке достаточно давно и имеет филиалы во многих городах России. Что побудило пойти компанию на нарушение закона и репутационные риски — остается непонятным.
Как рассказали УрБК в компании «Мир СМС», занимающейся рассылкой sms-сообщений, турфирмы прибегают к их услугам крайне редко, возможно потому, что компания занимается рассылкой только законных сообщений.
«У туристических фирм в большинстве случаев отсутствует клиентская база с номерами телефонов тех абонентов, которые согласны на их получение. В связи с этим они обращаются к нам крайне редко и, по всей видимости, предпочитают пользоваться услугами спамеров», — рассказали в компании «Мир СМС».
В УФАС УрБК сообщили, что рассылка sms-сообщений без согласия абонента является нарушением закона о рекламе, а люди, получившие такие сообщения, могут смело обращаться с жалобой в ведомство.
«Если граждан не устраивает навязчивая реклама, рассылаемая путем sms-сообщений на их номера, они могут обратиться в антимонопольную службу», — сообщили в УФАС.
Данные антимонопольной службы подтверждает и правозащитник Андрей Артемьев. По словам эксперта, налицо незаконное вторжение в персональные данные гражданина.
«Необходимо выяснить у оператора сотовой связи, каким образом телефон стал известен турфирме. Если оператор признает, что sms-сообщение рассылается с официально зарегистрированного номера, то следует писать жалобу в прокуратуру о том, что фирма незаконно использует его персональные данные. Если же рассылка производится без официально зарегистрированного номера при помощи компьютера, то в этом случае оператор связи обязан блокировать такие сообщения», — рассказал УрБК Андрей Артемьев.
Отметим, что согласно нынешнему закону о связи, сотовые операторы не имеют права фильтровать sms-сообщения и отказываться от их доставки, даже если имеются сведения, что это спам.
Однако вскоре ситуация может измениться. Накануне Минкомсвязи опубликовало поправки к закону, в которых впервые дается определение спама относительно сетей сотовой связи. Согласно поправке, спамом будет считаться массовая рассылка рекламного характера, которая не согласована с абонентом и не исходит непосредственно от оператора. Проектом предусмотрены и меры борьбы с такими рассылками — операторам связи дадут право блокировать их на основании установленных законом критериев.
Отметим, что по данным Минкомсвязи, в настоящее время из-за действий мошенников при рассылке sms-спама операторы «большой тройки» выплачивают пострадавшим от 20 до 50 млн руб. в течение полугода.
Таким образом, вскоре рассылка sms-сообщений может обернуться для туристических фирм не привлечением новых клиентов, а серьезными имиджевыми и финансовыми потерями.
Ольга Кондрашова