Екатеринбург, претендуя на проведение ряда крупных международных мероприятий, остается не вполне обеспеченным важным элементом городской среды — качественным и лицензированным такси. Не секрет, что львиная часть таких компаний в Екатеринбурге является не такси, а диспетчерскими службами. Качество услуги у подобных перевозчиков бывает разное, однако одним из главных вопросов остается безопасность и качество их работы.
Тот факт, что многие такси отказываются выезжать в отдаленные точки города, уже не новость. Однако оказалось, что далеко не все компании согласны довезти пассажиров до международного выставочного центра «Экспо». А если и соглашаются, то предлагают пассажиру самому пояснить маршрут.
Улучшить работу такси пытались еще в 2011 году на законодательном уровне. Напомним, тогда вступили в силу поправки в КоАП РФ относительно правил перевозки пассажиров такси. В них, в частности, речь шла об обязательном предрейсовом контроле состояния водителя, оснащении навигаторами, наличии «шашек», выдаче пассажиру кассового чека. Однако в Екатеринбурге данные требования соблюдаются далеко не всеми компаниями.
Заместитель директора компании «Автоград» Николай Дорофеев считает, что существующий закон о такси только усложняет жизнь официальным перевозчикам и, наоборот, делает проще работу диспетчерских служб. Настоящие же такси можно пересчитать в городе по пальцам одной руки.
«Закон о такси работает не столько на пользу официальным перевозчикам, сколько во вред им. Он ужесточает контроль для нас, но никак не борется с диспетчерскими службами. Приведем пример: чтобы получить разрешение, мне нужно подать заявку, которая будет выполнена только через 30 дней. Перед этим мне нужно купить машины, потратив 15 миллионов рублей на 20 штук, и затем поставить автомобили на месяц: официально я не имею права заниматься перевозками пассажиров, пока не получу разрешение. 30 дней простоя — это серьезный убыток, машины, как правило, покупаются в лизинг, а лизинговый платеж никто не отменял», — сказал представитель компании.
Николай Дорофеев рассказал также случай, когда во время «контрольной закупки» инспектор оштрафовал таксиста за отсутствие желтого фонаря на крыше, который разбился прямо перед выездом. Эксперт отметил, что диспетчерская служба в данном случае не понесла бы никакой ответственности. В подобных случаях они говорят, что заключили с водителем договор информационного обслуживания и просто предоставляют ему данные, за которые получают определенный процент.
«Если у перевозчика нет лицензии, значит на него не распространяется закон о такси. Его можно привлечь только за незаконную предпринимательскую деятельность. Закон упростил жизнь диспетчерским службам и «бомбилам» и усложнил лицензированным перевозчикам», — еще раз подчеркивает замдиректора компании такси «Автоград».
Представитель Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов также считает, что в Екатеринбурге почти нет настоящего такси. Большинство транспортных компаний пользуются услугами частных водителей и по большому счету оказывают только информационное сопровождение.
«Несмотря на введение законодательных изменений в сфере такси — лицензии, дополнения в КоАП, в Екатеринбурге так ничего и не изменилось. Все фирменные перевозчики фактически оказывают информационные услуги. Человек, сидящий за рулем — не таксист, а частник, и если что-то случится — а такие случаи уже были — то ответственность за пассажира несет не компания, в которую он позвонил, а сам таксист», — сказал автоэксперт.
Представитель КЗПА добавил, что отсутствие фактических изменений в сфере такси является серьезной проблемой.
«Настоящее такси гораздо безопаснее. Водители проходят предрейсовый осмотр, машины раз в полгода проходят техосмотр. А частник может выйти пьяным или без прав. Были случаи, когда человек попадал в аварию с таким водителем, и не мог ничего получить с диспетчерской службы, с помощью которой вызывал такси, потому что они за это никакой ответственности не несут», — добавил автоэксперт.
Максим Едрышов отметил, что в Москве и Санкт-Петербурге получила распространение практика, когда при выявлении данных нарушений в деятельности работы служб такси правоохранительные органы изымают автомобили у водителей.
Вместе с тем, представитель одной из диспетчерских служб отмечает, что они работают по современным методикам, применяющимся во всем мире.
«Диспетчерская служба — это посредник, который ищет клиентов и водителей. Адекватных водителей на хороших автомобилях, которых мы «двигаем» на соответствие закону о такси. Мы требуем оформления лицензии, разрешения на работу, соответствующего стажа и стремимся полностью соответствовать закону», — пояснил директор диспетчерской службы «Везёт-Екб» Валерий Гуторин.
Представитель диспетчерской службы отметил также, что спрос на пассажирские перевозки неравномерен. По этой причине они могут быстро увеличить число водителей и автомобилей, когда таксопарки не справляются с наплывом клиентов.
«Мы можем увеличить или уменьшить количество машин. К тому же, у нас известны все данные водителей, набираем мы только граждан России или в крайнем случае с водительским удостоверением российского образца. Если мы поставим неадекватного водителя, то потеряем клиента: сегодня одного, а завтра пятерых, поэтому проще не взять человека на работу, чем терять прибыль», — сказал Валерий Гуторин.
Что касается безопасности, то, по словам представителя компании, перед выездом они проверяют путевой лист с отметкой механика и медика. Если какого-либо документа нет, то выход на линию водителю запрещен. Однако в случае аварии ответственность несет предприниматель, осуществляющий перевозки — то есть водитель. У диспетчерской службы есть база таких предпринимателей и база адресов, где они могут пройти медицинский и технический осмотр. Однако о том, что компания сама проверяет водителей и машину, речи не идет.
Представитель еще одной диспетчерской службы — «Три десятки» — отказался комментировать ситуацию, отметив, что их компания принципиально не общается с представителями СМИ.
Таким образом, среди диспетчерских служб попадаются как вполне клиентоориентированные компании, так и достаточно «дикие».
Екатеринбургу, безусловно, жизненно необходимо работать над многими направлениями для того, чтобы хорошо принять Чемпионат мира по футболу в 2018 году, не говоря уже об ЭКСПО. И в вопросе о такси, по сути, важным является качество услуги и хорошее состояние автомобиля и водителя, а пользоваться таксопарком или диспетчерской службой — это уже личный выбор. Однако компаниям, не стремящимся улучшить качество работы, на рынке не место. Туристы будут часто иметь дело с представителями сферы обслуживания, и именно от таксистов и продавцов во многом зависит, оставит ли город благоприятное впечатление. Тоже самое, впрочем, касается и местных жителей.
Андрей Пермяков, Ольга Кондрашова