Статьи
10.04.2013

Подвиг Гастелло: въездной туризм региона пытается «встать на крыло»

Подвиг Гастелло: въездной туризм региона пытается «встать на крыло»Эксперты и игроки туристического рынка обеспокоены тем, что происходит с въездным туризмом Свердловской области: некоторые внутренние туроператоры прекращают свою работу, а те кто остаются, буквально сводят концы с концами. Специалисты в области туризма, игроки рынка и представители правительства Свердловской области собрались за круглым столом «Маркетинг для туризма: современные технологии», но вместо предложенной темы в очередной раз обсудили проблемы въездного туризма региона. Как оказалось, о маркетинге пока говорить рано: бренд должен накладываться на соответствующую инфраструктуру, а ее, по мнению экспертов, в регионе пока нет.

Эксперты отметили, что внутренний туризм сейчас не является прибыльным. В этом секторе работает мало компаний, по их мнению, из-за того, что они не выдерживают налогового гнета.

«Внутренние туристические компании не будут развиваться, пока государство не создаст для них налоговые преференции. Заниматься таким бизнесом на сегодняшний день нерентабельно. Областные центры туризма живут за счет детских групп, которые привозят школы. А это, в принципе, незаконно, потому что образовательные учреждения не должны выполнять функцию туристического оператора. Детский туризм у нас, как Гастелло в горящем самолете: все время падает», — рассказал вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько.

Представители выездного туризма, которые присутствовали за круглым столом, заявили, что в нерентабельности компаний, продающих внутренний турпродукт, виноваты их владельцы. Они отметили отсутствие профессионализма у российских операторов и агентств, обвинив их в том, что они не умеют продвигать свои услуги. Представители въездного туризма признали это, но попытались оправдаться.

«Нам негде было научиться маркетингу. Мы ездим на форумы, мы учимся в процессе работы на своих ошибках. Есть организации, которые предлагают продвижение на основе аутсорсинга, но им надо платить, а у нас на это денег нет», — заявила вице-президент по развитию въездного туризма Уральской ассоциации туризма Наталья Ларионова.

Представители выездного туризма добавили, что с точки зрения европейца или американца в России есть только один вид туризма — экстремальный, поэтому о внутреннем туризме речи быть не может пока в области не появится соответствующая инфраструктура, а уже на нее накладывать бренд. По их мнению, на уральском рынке нет комплексного туристического продукта. В городах, которые приглашают к себе туристов, зачастую отсутствуют кафе и гостиницы. Поэтому задача на ближайшую перспективу заключается в том, чтобы создать условия для повышения доходности отрасли путем создания сопутствующей инфраструктуры.

Директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма Министерства экономики Свердловской области Александр Породнов отметил, что правительство готово помогать внутренним туроператорам, поскольку для государства эта отрасль экономики более важна, чем внешний туризм.

«Валовый региональный продукт складывается из разницы экспорта и импорта. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы развивать внутренний туризм, ведь он привлекает капиталы в область, а не наоборот. Он способствует созданию в области рабочих мест. В Советское время система хорошо работала на внутреннем потоке, но это была монополия. Сейчас многие с сарказмом относятся к самому понятию «внутренний туризм», но это только пока», — заявил Александр Породнов.

Однако туроператоры, работающие на внешнем рынке, своей иронии скрывать не стали, отметив, что въездной туризм отраслью пока называть рано.

«В реестре туристических операторов Екатеринбурга значится всего 36 организаций. Я стесняюсь спросить, сколько они заплатили налогов. В то время, как людей, работающих во внешнем туризме, около 36 тысяч человек. А это значит, что все они имеют деньги и рабочие места», — заявил Сергей Бузько.

Александр Породнов, как единственный представитель власти, находящийся за круглым столом, заявил, что в министерстве существуют проекты налогового послабления для внутреннего туризма.

«У нас есть проекты изменения законодательства для предпринимателей, работающих на внутреннем рынке. Эту отрасль нужно поддерживать, мы это понимаем и готовы на диалог», — заявил он.

Но представители бизнеса отнеслись к этому заявлению с недоверием. Так, например, Сергей Бузько назвал государственным вредительством то, что власти делают с туризмом. А директор государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Центр развития туризма Свердловской области» Эльмира Туканова отметила, что нет системного государственного подхода к развитию этой отрасли.

«Нам нужна системная государственная поддержка. Туризм кидают от одного ведомства к другому, это приводит к тому, что мелкие ИП и ООО разоряются. Если мы приезжаем на заграничные выставки, стенд «Россия» никто узнать не может (его путают с Польшей), не говоря уже об Урале», — заявила Эльмира Туканова.

Сергей Бузько добавил, что выставки, которые организовываются в Екатеринбурге для иностранных и местных компаний, также показывают Россию не с лучшей стороны.

«Туроператоры и агентства привозят с собой чемоданы с каталогами и на протяжении всего времени выставки просто вручают их проходящим мимо гостям. Это в корне неправильное поведение. На таких мероприятиях в Европе люди заключают сделки. У нас, конечно, некоторые компании догадались оформить рядом со стендом переговорные зоны, но таких было мало. Это дорогое удовольствие — раздавать каталоги на выставке, не проще ли их послать почтой», — рассказал он.

Эксперты порекомендовали местным туроператорам начать свой брендинг с социальных сетей. А также снизить цены на проживание в санаториях.

«Я понимаю, что у вас высокие цены из-за сезонности работы, но потребителю-то ведь это безразлично, за те же деньги он может слетать в Египет, вы должны пересмотреть свою работу в целом», — заявил один из экспертов.

В свою защиту представители въездного туризма заявили, что внешний облик малых городов Свердловской области существенно изменился и продолжает меняться за счет тех уникальных людей, которые там живут.

«Не надо сбрасывать со счетов человеческий фактор. Да, гостиниц и кафе в городах не хватает, зато какие грандиозные музейщики живут в Ирбите, какие уникальные люди живут в Невьянске! Если вы приедете в Верхотурье и вам будет негде переночевать — вас обязательно пустят на постой местные жители, и это будет даже интересней, чем в отеле. Пусть наша отрасль поддерживается государством не так оптимально, как нам хотелось бы, но мы существуем, развиваемся и Центр развития туризма в этом нам помогает», — заключила Наталья Ларионова.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
24.05.2013 И хочется, и колется: предприниматели не знают, как развивать внутренний туризм

Предприниматели Свердловской области, работающие в сфере внутреннего туризма, не понимают, как и на какие средства они ...

11.04.2013 Въездной туризм региона пытается «встать на крыло»

Эксперты и игроки туристического рынка обеспокоены тем, что происходит с въездным туризмом Свердловской области: ...

05.04.2013 Новая страница въездного туризма в Свердловской области

Въездной туризм в Уральском регионе начинает новый виток развития ...

09.10.2012 Все включено: эксперты отрасли ищут способы развития въездного туризма

На сегодняшний день и туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Свердловской области, и региональные власти ...

10.11.2010 Регионы РФ получили право самостоятельно принимать программы развития туризма

УрБК, Екатеринбург, 10.11.2010. Совет Федерации РФ одобрил закон, позволяющий регионам развивать туризм на своих ...