Предприниматели Свердловской области, работающие в сфере внутреннего туризма, не понимают, как и на какие средства они должны развивать отрасль. Они заявляют о том, что их проекты на общем фоне неразвитости инфраструктуры региона теряют смысл. Бизнесмены надеются на поддержку правительства и субсидии. Однако директор ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области» Эльмира Туканова заявила, что региону нужен самостоятельный предприниматель, который не будет постоянно просить деньги у власти.
Вчера в отеле «Онегин» прошло заседание ТОП-клуба на тему «Туризм в Свердловской области: развитие через межрегиональное сотрудничество». Здесь предприниматели и туристы смогли высказать то, что у них, как говорится, наболело. Другим словом и не назовешь, разве что — глас вопиющего в пустыне. Основную мысль всех высказываний участники рынка обозначили сами: «Доколе это будет продолжаться?!».
Бизнесмены туристической отрасли, поставленные перед фактом, что все теперь должны работать под брендом «Большой Урал», отметили, что сомневаются в его эффективности. Интеграция девяти очень разных регионов Урала для работы в одной отрасли кажется им невозможной. В частности, об этом заявил представитель Союза малого и среднего предпринимательства Свердловской области Виктор Усенко.
Но «железная леди» внутреннего туризма Свердловской области, несмотря на панику среди предпринимателей, остается непреклонной. Она считает, что интеграция через центры развития туризма не сразу, но все же поможет скоординировать деятельность отрасли.
«Во всех регионах организованы Центры развития туризма как раз для того, чтобы создать прочные профессиональные связи между субъектами федерации. До сих пор регионы УрФО не имели общего продвижения. Они пытались протиснуться на международный уровень в одиночку, а это невозможно. Sverdlovsk region ни на одной европейской выставке не будет узнаваем. Но так же, как и на внешнем рынке, интеграция необходима и на внутреннем. Туроператорам разных регионов сложно самостоятельно найти себе адекватную пару в соседней области, чтобы осуществлять обмен туристическими потоками, а эта схема действенна и взаимовыгодна», — рассказала Эльмира Туканова.
Какими бы благими ни были намерения, Центру развития туризма Свердловской области в начале своего пути пришлось столкнуться с откровенным непониманием даже среди коллег. Так, представитель департамента конгрессных связей исполкома ассоциации «Большой Урал» Рафаэль Алиханов заявил, что не понимает практической значимости Центров развития туризма.
«Я не понимаю, зачем приходить в ваш центр. Власти заявляют, что Екатеринбург посещает 1 миллион туристов в год, из них 70% — командированные. Но это непрозрачный миллион: на деле этих людей не видно, что вы собираетесь делать с этим потоком — непонятно, как и непонятно, чем вы будете заниматься», — заявил Рафаэль Алиханов.
Некоторые скептически настроенные специалисты отмечают, что интегрировать на Урале в принципе нечего, потому что качественные услуги в сфере гостеприимства здесь — это миф.
«Мы обманываем людей, когда показываем им красивые журналы, буклеты и брошюры, приглашая их к нам в гости. Отсутствие санитарных зон, культуры вождения, путевых указателей, бесконечные ямы и колдобины на наших дорогах делают их «дорогами выживания». Наш внутренний туризм — это один сплошной экстрим», — рассказал один из участников мероприятия.
Эльмира Туканова отметила, что Центр развития туризма Свердловской области старается решать многие проблемы, но основной его задачей остается координация деятельности разных участников процесса. По ее словам, сюда можно обратиться и с готовым инвестпроектом, и просто с предложениями по благоустройству территории. Все обращения будут доведены до сведения властей или других заинтересованных лиц, в том числе негосударственных организаций.
Кроме проблем, связанных с малым и средним бизнесом, в отрасли существуют проблемы межрегионального характера. Власти разных округов и областей опасаются, что под брендом «Большой Урал» их территория сможет потерять лицо и уникальность. Каждый из участников проекта, по словам Эльмиры Тукановой, пытается тянуть одеяло на себя, происходит так называемый дележ маршрутов.
Но тем не менее люди, занятые в этой отрасли, преисполнены энтузиазма развивать свой бизнес. В Свердловской области проводятся исторические реконструкции, строятся целые деревни, стилизованные под поселения местных первопроходцев. Кроме этнографического туризма очень активно развивается и минералогический. По словам специалистов, Каменный пояс России привлекает людей, которые даже в экстремальных условиях готовы попробовать добывать минералы.
После двухчасовых разговоров о наболевшем участники ТОП-клуба (а их было около 40 человек) сошлись на том, что отрасль надо развивать во что бы то ни стало. К тому же в конце мероприятия оказалось, что каждому из них нужна информационная поддержка Центра развития туризма.
Татьяна Юстус